Navigation bar
  Print document Start Previous page
 468 of 825 
Next page End  

которая формируется по методу проб и ошибок, является инструментом для получения поощрения и
предполагает оперирование со средой, поведение есть функция его последствий. Согласно принципу
оперантного обусловливания поведение контролируется его результатом и последствиями.
Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. В
соответствии со схемой оперантного обусловливания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует
случайные проявления желательной реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом, стимул следует
после поведенческой реакции, используется прямое подкрепление через поощрение и наказание.
Результатом такого научения является оперантное научение, или оперант. Здесь подкрепляется не
стимул, а реакция организма (R), именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое научение
обозначается как научение типа R. Оперантное поведение (поведение типа R) — это поведение,
вызванное подкреплением, следующим за поведением. Примером такого методического подхода могут
служить такие методы поведенческой психотерапии, как «жетонная система», а также некоторые виды
тренинга.
Третий подход методически основан на парадигме научения по моделям, социального научения и
использует разнообразные системы директивной психотерапии,
целью которых является изменение
многочисленных психологических параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные. В
целом этот тип научения основан на представлениях, согласно которым человек обучается новому
поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном
обусловливании), но и на основании опыта других, на основании наблюдения за другими людьми, за
счет процессов моделирования. Поэтому этот тип научения также называют моделированием или
научением по моделям. Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и
имитации социальных моделей поведения. Это направление связано, прежде всего, с именем
американского психолога Бандуры (Bandura А.), представителя медиаторного подхода. Научение по
моделям оказывает следующее действие: а) наблюдатель видит новое поведение, которого ранее не
было в его репертуаре, б) поведение модели усиливает или ослабляет соответствующее поведение
наблюдателя, в) поведение модели имеет функцию воспроизведения, т. е. может быть усвоено
наблюдателем. Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает
реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение.
Бандура выделяет три основные регуляторные системы функционирования индивида: 1)
предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным
образом), 2) обратную связь (главным образом, в форме подкреплений последствий поведения) и 3)
когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответную реакцию на них
символически в виде «внутренней модели внешнего мира»), обеспечивающие контроль стимула и
подкрепления. Если снова обратиться к основной формуле бихевиоризма S->r->s->R, (где r-s или r-s-r-s
... -r-s рассматриваются как промежуточные переменные), то очевидно, что здесь решающая роль в
процессе научения принадлежит не подкреплению стимула или реакции организма, а воздействию на
промежуточные (медиаторные) переменные. Научение в данном случае направлено на изменение более
глубоких, закрытых психологических образований. В зависимости от того, какие психологические
процессы рассматриваются в качестве медиаторов (преимущественно, это когнитивные и
мотивационные процессы), и определяются психотерапевтические мишени. В настоящее время
большую популярность и распространение приобрели когнитивные подходы, где в качестве
промежуточных переменных, играющих важную роль в развитии нарушений, рассматриваются
когнитивные процессы. В качестве примера таких подходов можно указать взгляды Бека (Beck А. Т.) и
Эллиca (Ellis A.).
Так, Бек полагает, что психологические проблемы, эмоциональные реакции и клинические
симптомы возникают за счет искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и
обобщениях, т. е. между стимулом — S (ситуацией, внешним событием) и реакцией — R (неадаптивным
поведением, эмоцией, симптомом) в качестве промежуточной переменной выступает когнитивный
компонент (сознательная мысль). При эмоциональных расстройствах причиной длительных эмоций
является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке.
Результатом этого являются гипотезы, которые не подвергаются никакой критической проверке и
воспринимаются как аксиомы, формируя неправильные представления о мире и самом себе —
Hosted by uCoz