Navigation bar
  Print document Start Previous page
 469 of 825 
Next page End  

неадаптивные когниции или автоматические мысли, которые содержат большее искажение реальности,
чем обычное мышление и, как правило, человек не понимает их содержание и их воздействие на
эмоциональное состояние. Автоматические мысли выполняют регулирующую функцию, но, поскольку
сами содержат значительные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию
поведения, что приводит к дезадаптации. В качестве наиболее типичных искажений или ошибок
мышления указывают фильтрование, поляризованность оценок, чрезмерную генерализацию, обобщение,
персонализацию, ошибочное представление о контроле и ряд других. При этом подчеркивается, что
автоматические мысли носят индивидуальный характер, но также существуют и специфические для
определенных расстройств автоматизированные мысли. Так, депрессия связана с пессимистическим
взглядом на себя и свое будущее, на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной
сфере, тревога — с мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать,
недооценивать, фобии — с мыслями об опасных событиях, которых нужно избегать, о невозможности
общего контроля над ситуацией и т. д. Автоматические мысли специфичны и дискретны, они являются
своего рода стенограммой и представлены в сознании человека в свернутом виде. Задача когнитивной
психотерапии состоит в том, чтобы найти и вскрыть искажения мышления и исправить их. Человека
можно обучить сосредоточиться на интроспекции и определить, как мысль связывает ситуацию,
обстоятельства с эмоциональным ответом.
С точки зрения Эллиса между стимулом и реакцией также находится когнитивный компонент —
система убеждений человека. Элис выделяет два типа когниции — дескриптивные, или описательные
(информация о том, что человек воспринял в окружающем мире, — чистая информация о реальности), и
оценочные (отношение к этой реальности, выражающееся в ее обобщенной оценке, — оценочная
информация о реальности). Дескриптивные когниции связаны с оценочными, но связи между ними
могут быть различной степени жесткости. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными
когнициями формируют рациональную систему установок (убеждений), жесткие — иррациональную.
Нормально функционирующий индивид характеризуется рациональной системой установок — системой
гибких эмоционально-когнитивных связей, которая носит вероятностный характер, выражает скорее
пожелание или предпочтение. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций.
Хотя иногда они и носят интенсивный характер, однако не захватывают его надолго и поэтому не
блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки — это
жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский
характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений).
Иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого
предписания. Невозможность реализовать иррациональные установки вызывает длительные, не
адекватные ситуации эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида. С
точки зрения Эллиса, эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в когнитивной
сфере — иррациональными убеждениями или иррациональными установками.
Таким образом, все существующие методы поведенческой психотерапии непосредственно
связаны с определенными психологическими теориями научения и представляют собой их
практическое приложение. Поведение психотерапевта в данном случае также полностью определяется
теоретической ориентацией: если задачи психотерапии состоят в научении, то роль и позиция
психотерапевта должна соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора,
активно вовлекающего пациента в совместную работу. Основная функция психотерапевта состоит в
организации эффективного, научно-обоснованного процесса научения.
Гуманистическое (опытное) направление. Это направление в психотерапии весьма неоднородно,
что находит выражение и в разнообразии терминов, которые используются для его обозначения, и
связано с традиционным включением в это направление самых разнообразных психотерапевтических
школ и подходов, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей ее достижения.
Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой
личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет
переживания, осознания, принятия и интеграции собственного субъективного опыта и нового опыта,
полученного в ходе психотерапевтического процесса. При этом далеко не всегда эти подходы отчетливо
имеют в своей основе собственно гуманистическую психологию. Однако, учитывая сложившуюся
Hosted by uCoz