Navigation bar
  Print document Start Previous page
 470 of 825 
Next page End  

традицию и все же имеющуюся более или менее просматриваемую связь большинства подходов в
рамках этого направления с гуманистической психологией, целесообразно использовать название
«гуманистическое направление».
В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и
феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к
проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к
человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной)
реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как
основному феномену в изучении и понимании человека. Можно также найти и некоторое влияние
восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого
духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная
система, понять которую путем анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно.
Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним их фундаментальных
положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и
детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к
развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации,
самовыражению, самоактуализации,
к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию
смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся,
стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность
самоактуализации.
Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом:
признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли,
спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Важнейшими понятиями
гуманистической психологии являются: самоактуализация (процесс, сущность которого состоит в
наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека,
актуализации его личностного потенциала), опыт (личный мир переживаний человека, совокупность
внутреннего и внешнего опыта, то, что человек переживает и «проживает»), организм (как
сосредоточение всего опыта переживаний), Я-концепция (самовосприятие, более или менее осознанная
устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные,
когнитивные, социальные и поведенческие характеристики), конгруэнтность — неконгруэнтность
(степень соответствия между воспринимаемым «Я» и актуальным опытом переживаний, между
субъективной реальностью человека и внешней реальностью, между Я-реальным и Я-идеальным).
Важным условием для успешной реализации потребности в самоактуализации выступает наличие
адекватного и целостного образа «Я», отражающего истинные переживания и потребности, свойства и
стремления человека и формирующегося в процессе принятия и осознания всего многообразия своего
собственного опыта («открытость опыту»). Однако человек часто сталкивается с такими собственными
переживаниями и собственным опытом, которые могут в большей или меньшей степени расходиться с
представлением о себе. Способность или неспособность человека переработать новый опыт и
интегрировать его связана с особенностями формирования Я-концепции в процессе воспитания и
социализации, в частности с потребностью в положительном принятии (внимании). Отсутствие
безусловного принятия со стороны родителей формирует искаженную Я-концепцию, которая не
соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ «Я» делает
человека психологически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений,
которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я-
концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, которые могут стать
причиной повышенной психологической уязвимости или различных психических расстройств, в
частности невротических нарушений.
Таким образом, в рамках этого подхода в самом общем виде невротические расстройства
рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности в
самоактуализации, невозможности раскрыть смысл собственного существования, отчуждения человека
от самого себя и от мира.
Разнообразные подходы в рамках гуманистического направления объединяет идея личностной
Hosted by uCoz