Navigation bar
  Print document Start Previous page
 472 of 825 
Next page End  

переживание, осознавание и интеграция опыта, способствующие личностному развитию, происходят за
счет межличностных отношений, в процессе взаимодействия (встречи) с психотерапевтом (или
психотерапевтической группой).
В рамках второго подхода интеграция опыта происходит за счет взаимодействия (встречи) с
самим собой, с различными аспектами своей личности и своего актуального состояния. Здесь
используются как вербальные, так и многочисленные невербальные методы, использующие
концентрацию внимания и осознавания различных аспектов («частей») собственной личности, эмоций,
телесных стимулов и сенсорных ответов. Также здесь делается акцент на двигательных методиках,
способствующих высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию.
В рамках третьего подхода интеграция опыта происходит за счет приобщения (встречи) к
Высшему духовному началу. В центре внимания здесь находится утверждение «Я» как
трансцендентального или транперсонального опыта, расширение опыта человека до космического
уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека
со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной
медитации)
или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами
самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.
Таким образом, опытный подход объединяет представления о целях психотерапии как
личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности, что
достигается за счет переживания, осознавания, принятия и интеграции опыта. Здесь поведение
психотерапевта, используемые приемы также полностью определяются теоретическими
представлениями о норме и патологии и соответствующих целях психотерапии.
В подтверждение представлений о преемственности между личностной концепцией,
концепцией патологии и собственно практикой психотерапевтической работы как условием для
развития и распространения той или иной психотерапевтической системы можно обратиться к еще
одной системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (см. Личностно-
ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Ташлыкова, Исуриной),
которая
представляет собой по сути разновидность психодинамического направления. Она основана на
психологии отношений (концепция личности) и патогенетической концепции неврозов
(биопсихосоциальная концепция невротических расстройств). В рамках этого подхода личность
рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой.
Центральное место в этом определении занимает понятие «отношение», которое понимается как
внутреннее субъективное отношение. Невроз при этом представляет собой психогенное расстройство,
возникающее в результате нарушения особо значимых для личности отношений. Нарушения отношений
можно в самом общем виде охарактеризовать как искажение когнитивного компонента вследствие его
неосознанности или недостаточной степени осознания и чрезмерное преобладание эмоционального
компонента, что приводит к неадекватности отношения и его неспособности обеспечивать
оптимальную регуляцию функционирования личности. Понимание невроза как психогенного
заболевания, т. е. заболевания, в этиопатогенезе которого прослеживается психологически понятная
связь между возникновением нарушений, клинической картиной и ее динамикой, с одной стороны, и
особенностями системы отношений, личностными особенностями, а также характером и динамикой
психотравмирующей патогенной ситуации, с другой, определяет ориентацию психотерапевтических
воздействий на коррекцию личности и реконструкцию ее нарушенных отношений.
В рамках 3-х основных направлений психотерапии существует разнообразие школ, но основные
теоретические подходы в каждом из них являются общими. Только понимание общих подходов, наличие
четких представлений о теоретической основе, о психологической концепции нормы и патологии, на
базе которой осуществляется психотерапевтическое вмешательство, может обеспечить эффективную
психотерапевтическую практику и помочь в овладении основными методами и навыками практической
работы. Преемственность между личностной концепций, концепцией патологии и собственно
практикой психотерапевтической работы является непременным условием теоретически обоснованных
психотерапевтических подходов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Профессиональная помощь пациенту в
поиске решения проблемной ситуации.
Hosted by uCoz