Navigation bar
  Print document Start Previous page
 476 of 825 
Next page End  

воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П.
выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983;
Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).
Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П.
включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная
П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших
заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и
улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению
неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих
трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из
общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и
специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа
патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и
другие взгляды на П.
Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и
немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие
представители самых разных профессий — врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.
Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных
специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и
широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными
воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам
первичной П. относятся также определение факторов риска — групп лиц с повышенной угрозой
заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического
травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям.
Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология,
юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных
конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические
мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия),
профилактику
профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор,
прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).
Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П.
основное значение приобретает социальная реабилитация.
Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и
вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа:
преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или
процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического
или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с
обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль
определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие
исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее
психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе
которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.
При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе
психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и
патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и
преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б)
характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный — в их взаимосвязи. При разработке
психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться
защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать,
усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.
Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа
практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные
Hosted by uCoz