Navigation bar
  Print document Start Previous page
 482 of 825 
Next page End  

основе гармоничную, целесообразно живущую личность.
П. рассматривают и как индивидуальное выражение более широкого принципа — общего закона
межличностного и космического синтеза. С более исчерпывающей, всеобъемлющей точки зрения
всемирная жизнь сама по себе выступает для нас как борьба между разнообразием и единством —
усиление и стремление к единению.
Выделяют личностный П. и духовный П. Личностный П. помогает избавиться от избытка
энергии, высвобождаемой при исследовании бессознательного, и служит для управления избытком
эмоциональной энергии, которая у многих людей составляет часть их натуры. Такой П. для многих
пациентов является чрезвычайно желательным и вполне удовлетворительным достижением, превращая
их в гармоничные личности, приведшие в порядок свой внутренний мир и отношения с обществом
людей, к которому они принадлежат и которому приносят пользу.
Духовный П. — более широкий и высокий тип П. по сравнению с личностным и ориентирован
на людей, которые не могут быть удовлетворены достижением последнего, хотя другим и это может
казаться значительным успехом.
В нашей стране П. как метод лечения и профилактики нервно-психических расстройств до
недавнего времени практически не применялся, подобно другим психодинамически-ориентированным
методам психотерапии.
ПСИХОТЕРАПЕВТ. Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить
заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве
лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной
мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей,
предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных
направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П.
или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при
сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной,
психодинамической психотерапии.
В клиент-центрированной психотерапии П. во взаимоотношениях с пациентом является
искренним, подлинным (аутентичным), стремится сохранять безусловную положительную позицию по
отношению к больному, принимая (акцептируя) его с уважением как личность, включающую отдельные
слабости и недостатки. При этом П. должен быть эмпатичным, способным вчувствоваться во
внутренний мир пациента, уловить и вербализовать те эмоции, которые тот еще только начинает
осознавать. Конечно, это идеальная модель поведения специалиста, в действительности чаще
наблюдается лишь определенное приближение к ней. Большое значение придается более полному
выражению чувств П. в лечебном процессе как фактору, усиливающему его эффективность. Повышение
личностной включенности в процесс взаимодействия с пациентом составляет важную задачу П.
Противоположным является поведение П. в ходе поведенческой психотерапии.
В этом случае
врач, как правило, директивно управляет лечебным процессом и добивается желаемых целей, используя
определенные психотерапевтические приемы. Важными свойствами П. является профессиональная
манипуляция процессом взаимодействия с пациентом, умение поощрять и подкреплять его полезные
реакции, убеждать и скрыто внушать. Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации,
выступает в роли учителя.
Стиль работы П. в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяется
необходимостью активного сотрудничества пациента по типу партнерства на всех стадиях
психотерапии. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики П., как
способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не
уходить при необходимости от конфронтации.
Взаимоотношения временами могут приобретать
образовательный характер по типу учебного союза «учитель—ученик».
Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского,
Исуриной, Ташлыкова диктуют П. активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с
эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного
стилей.
В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями аналитической ситуации
Hosted by uCoz