Navigation bar
  Print document Start Previous page
 488 of 825 
Next page End  

поведение «здесь и теперь», его естественные последствия в настоящее время и связь с «там и тогда» в
жизни пациента. Специальные занятия с использованием психодрамы, психопантомимы, проективной
арттерапии и др. дополняют дискуссионные формы.
Штат отделения состоит из врача, психолога, среднего медицинского персонала (пять женщин и
двое мужчин) и арттерапевта. От организованного таким образом терапевтического сообщества
ожидается, что каждый пациент достигнет инсайта,
по возможности обретет коррективный
эмоциональный опыт и будет испытывать и тренировать новые, более адаптивные формы поведения.
Будучи известным теоретиком и практиком в области групповой психотерапии и одновременно
специалистом в области гипноза,
Кратохвил не исключал применения в дополнение к групповой
психотерапии индивидуальной гипнотерапии.
Однако анализ этого материала показал, что
традиционный гипноз с трудом вписывался в систему личностно-ориентированной психотерапии.
Пациенты, получавшие индивидуальную гипнотерапию, обычно приостанавливали свои усилия в
группе, ожидая терапевтического эффекта в большей степени от гипнотических воздействий и
гипнотерапевта, чем от самих себя, что резко снижало их активность на занятиях. Более того, менее
подготовленные к групповым занятиям члены рассматривали гипнотерапию как метод,
предоставляемый лишь «привилегированным» пациентам, и высказывали пожелание, чтобы их также
лечили гипнозом. В случае отказа они чувствовали себя отверженными, лишенными важного лечебного
средства и предоставленными «только» самим себе. Это противоречило основному теоретическому
принципу терапевтического сообщества, в котором от пациента ожидается мобилизация его
собственных усилий и сотрудничество с остальными участниками для достижения лучшего понимания
себя и своих межличностных отношений. Поэтому индивидуальная гипнотерапия обычно исключалась
из терапевтической системы.
Возник вопрос о разработке таких гипнотерапевтических приемов, которые были бы совместимы
с принципами групповой психотерапии и доступны для всех членов группы, не нарушали ее
сплоченности, а, напротив, способствовали ей. При проведении таких занятий возникало две
проблемы: 1) группа состоит из пациентов с различной подверженностью гипнозу, поэтому занятия
должны быть интересны и полезны не только для гипнабельных, но и для малогипнабельных больных;
2) в группу входят пациенты с различными симптомами и проблемами, и формирование лечебных
внушений должно быть адекватным для всех участников.
Такой общей цели соответствует разработанная Кратохвилом методика групповой гипнотерапии
с применением стимулирующих воображение терапевтических внушений.
Курс гипнотерапии состоит из продолжающихся 30 минут занятий 3-4 раза в неделю, открытых
для всех членов обеих психотерапевтических групп во второй половине срока госпитализации. В
течение 6-недельного лечения проводится 10 гипнотерапевтических сессий. Пациентов, сидящих по
кругу, как при обычной групповой психотерапии, просят смотреть на точку фиксации, роль которой
выполняет маленький яркий шарик, подвешенный в центре на уровне их голов. Гипнотерапевт,
стоящий за кругом, проводит серию внушений, приглашающих расслабиться, закрыть глаза, достигнуть
состояния гипнотической гипервнушаемости. Тех, у кого глаза не закрылись спонтанно, в конце концов
просят закрыть их по своей воле. Затем переходят к терапевтическим внушениям, включающим
приятные сцены символического освобождения от симптомов. Каждый участник может либо впасть в
состояние гипнотического транса, либо преднамеренно следовать внушениям, используя свое
воображение.
Для поддержания привлекательности и интереса этой процедуры на каждом занятии разработана
серия сцен для последовательного их внушения: «Оставить симптомы поддеревом», «Бросить симптомы
вниз с обзорной башни», «Растворить симптомы в стакане с водой», «Утопить симптомы в реке»,
«Сжечь симптомы на костре». Ниже в качестве примера приводятся две сцены.
1. «Оставить симптомы под деревом». Сейчас начнется интересная, приятная прогулка. Вы идете
в лес. Вы смотрите вокруг, наблюдаете за птицами. Вы даже можете увидеть белку или зайца. Вы
испытываете спокойствие и удовольствие. В конце концов вы садитесь под деревом и отдыхаете. Вам
хорошо и удобно, и вы с оптимизмом думаете о своей будущей жизни.
И вам приходит в голову мысль, что можно оставить все невротические симптомы, которые
беспокоили вас в последнее время, здесь, в лесу, под этим деревом. Вы начинаете убирать их из своего
Hosted by uCoz