Navigation bar
  Print document Start Previous page
 493 of 825 
Next page End  

анализе «умного делания», центром которого является построенная по особому чину молитва,
определяет, что «молитва есть ответ сознания на присутствие или волю Божию — конечно, такого
сознания, для которого его ситуация запечатлена этим присутствием и этой волей». Далее приводятся
особенности молитвенного общения, что это «обоюдный, двусторонний процесс, в котором мы
предполагаем получить и отклик, ответ. Но если адресат — Бог, то получение от Него ответа — не что
иное, как уловление Его энергии, получение Его благодати: акт мистический и крайне отличный от
всего, что обычно понимают под диалогом».
Благодать — вненаучное понятие, но жизненный факт, реальное субъективное чувство
божественной помощи молящимся, подтверждаемое на протяжении веков многочисленными
свидетельствами. В религиозной традиции, включая христианское предание, сила частного примера
(исцеление, чудо, житие) обладает приоритетом перед нивелирующей неповторимые личности
статистикой, которая не вписывается в концепцию пастырского душепопечения. Практика молитвы и ее
эффективность передаются через авторитет благочестия от отцов к детям, от пастыря к пасомым как
научение и наставление.
Примером такой передачи фундаментальной истины «о связи между болезнью, молитвой и
медицинскими профессиями», по словам католического священника Бенедикта Херона (М. Benedict
Heron), является ветхозаветное свидетельство из 38 гл. книги Иисуса, сына Сирахова: «В болезни твоей
не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя», «Оставь греховную жизнь и исправь руки
твои, и от всякого греха очисти сердце», «Дай место врачу, ибо и его создал Господь», «В иное время и в
их (врачах) руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному
облегчение и исцеление». В книге отца Бенедикта Херона «Молитва об исцелении» (1994) изложен
практический опыт молитвенного служения в больницах совместно клириков, врачей и мирян из
католического движения «Харизматическое возрождение», приведены свидетельства молитвенной
помощи.
Корректное отношение к религиозности человека обязывает психотерапевта принимать во
внимание религиозную норму, предписывающую молитву, учитывать потенциал молитвы как
духовного делания, понимать возможные противоречия между лечебной психотехникой и
молитвенными правилами, способствовать гармонизации психического состояния пациента, не
игнорируя его положительный духовный опыт, опирающийся на опыт учителей и наставников.
Типология молитвы имеет различные варианты, но в основании всегда лежит структура источника
молитвы и вектор ее направленности: «Молитва есть теоцентрическое устроение души» (Флоровский Г.,
1972). В молитве различают многочисленные виды в соответствии с ее движущим побуждением или
настроением, или степени ее как ступени духовного процесса, или действия ее как силы исцеления,
преображения и обожения. В духовно-аскетической письменности, как в образной и метафоричной
форме, так и в конкретном и методичном виде, отражены все названные стороны молитвы. Для оценки
эффективности психотерапии специалисту предстоит мобилизовать свое искусство толкования и
понимания коммуникации между пациентом и Богом, которая может быть не только учитываемой, но и
рекомендуемой, принимая во внимание мобилизацию участвующих в ней сил.
«Молитва — это есть как обязанность всеобъемлющая, так и средство вседейственное. Ею и
истины веры напечатлеваются в уме, и добрые нравы — на воле; но преимущественно оживляется
сердце в чувствах своих. Тогда только идут и первые два, когда есть это одно. Потому образование
молитвы должно быть начато прежде всего и продолжаемо постоянно, неутомимо, пока не даст Господь
молитву молящемуся. Начатки молитвы полагаются в самом обращении, ибо молитва есть устремление
ума и сердца к Богу», — наставляет епископ Феофан (Говоров) (1962), опытный педагог и психолог.
Этот же автор определяет далее, что первая степень молитвы — молитва телесная, иначе называемая
деятельной; она состоит в читании, стоянии, поклонах. Ей могут быть свойственны недостаточная
собранность внимания, некоторое нечувствие сердца, слабость желания, и достигается она трудом,
терпением и самопринуждением. Вторая степень молитвы определяется как внимательная, или умная;
ум начинает привычно собираться в установленный час молитвы и всю ее произносит с сознанием, а
внимание проникается писаным молитвенным словом и говорит как свое. Третья степень — молитва
чувства, или сердечная; «от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится
чувством. Там — слово сокрушительное, здесь — сокрушение; там — прошение, а здесь — чувство
Hosted by uCoz