Navigation bar
  Print document Start Previous page
 496 of 825 
Next page End  

возрастные болезни, например климакс, болезни по старости (Дильман В. М., 1987). Медицина
опирается на тактические задачи — это ретроспективная наука, которая ищет причины уже
существующей болезни. Валеология, наоборот, — проспективная наука, опирающаяся на стратегические
задачи: сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не
«больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как
делать не больных людей здоровыми. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд (Freud S.)
представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», —
призывал Маслоу (Maslow A. H.).
Цель психологии здоровья не может быть окончательно определена (в силу того, что определить
— значит установить границы, предел, вместить в какие-то рамки), ибо процесс совершенствования
можно, видимо, только направлять, устанавливая границы самого «русла» течения бесконечного
обновления человека, познающего и сотворяющего себя. В задачи психологии здоровья входят
сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической
составляющих здоровья. Цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоровья, т. е.
представляет собой некую «запредельность». В таком случае само здоровье рассматривается
психологией здоровья в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком
намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете, его самоосуществления
на Земле. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том,
чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию. Таким образом, в понятие «здоровье»
сегодня включаются и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей
жизни, делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени самореализации.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подход в науке о человеке, чем
подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного
благополучия. Реализация такого подхода связывается с раскрытием потенциала человека.
Комплексная валеологическая программа развития человека — «цветок потенциалов» —
включает в себя основные задачи и методы психологии здоровья. Программа «цветок потенциалов» —
есть органично-целостная система теоретико-практических представлений, связанных между собой
общим смыслом, идейными целями и технологиями. Программа символически представлена в виде
цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих
различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен
сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к
здоровью и благополучию. Цель практической работы в психологии здоровья — максимальное
раскрытие каждого из этих потенциалов, а также обучение человека самостоятельно пользоваться
отдельными методами саморазвития, самосовершенствования.
1) Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать
интеллект и уметь им пользоваться. Методы: развивающие стратегии обучения, концентрацию
внимания, нейролингвистического программирования, методы, направленные на остановку внутреннего
диалога (медитация), и др. 2) Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность человека к
самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. Методы:
гуманистически-ориентированной психотерапии, группы личностного роста, модели построения,
реализации целей и перенацеливания. 3) Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) —
способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства
других. Методы: сенситивный тренинг, гештальт-терапия,
группы личностного роста. 4) Потенциал
тела (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья,
«осознавать» и совершенствовать собственную «телесность» как свойство своей личности. Методы:
телесно-ориентированная психотерапия,
биосинтез, «дыхательные» практики, методы саморегуляции:
аутогенная тренировка,
саморегуляция по X. М. Алиеву и др. 5) Общественный потенциал
(социальный аспект здоровья) — способность человека оптимально адаптироваться к социальным
условиям; стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Методы:
социально-психологический тренинг, тренинги профессионального общения, супружеская, семейная
психотерапии,
сказкотерапия для детей и другие групповые формы психотерапевтической работы. 6)
Hosted by uCoz