Navigation bar
  Print document Start Previous page
 503 of 825 
Next page End  

его высказывания. Для понимания невербального поведения важен учет таких его признаков, как
дистанция между собеседниками, направленность корпуса тела, степень контакта взглядом,
обращенность корпуса и др. Теплое, эмпатическое отношение психотерапевта к пациенту выражается
короткой дистанцией между ними, прямым контактом, взглядом, улыбкой, обращенностью позы к
пациенту, свободным и ненапряженным положением рук, доброжелательными и уверенными
интонациями голоса и др. Сдержанное, эмоционально нейтральное, а иногда и «холодное» отношение
психотерапевта к пациенту проявляется в направленности взгляда и корпуса в сторону, в небрежности
позы, наличии «преграды» (стола) между ними, отсутствии улыбки, скованности в положении тела и
рук (барабанит пальцами по столу), в невыразительных и официальных интонациях голоса и др.
Аналогичные признаки невербального поведения отмечаются у пациента при его положительном или
отрицательном отношении к психотерапевту. При хорошем П. к. пациент в невербальной связи
стремится к синхронности: телодвижения больного, положение рук, кивки головой, движения век,
дыхание и т. д. координируются со звуками и содержанием речи психотерапевта. Продолжительность,
темп и громкость речи, частоту пауз он также синхронизирует с вербальным поведением
психотерапевта. Невербальный аккомпанемент открытого словесного выражения эмоционального
отношения друг к другу нейтрализует, подчеркивает их или производит противоположное воздействие.
В различных психотерапевтических направлениях отмечаются своеобразные акценты на главном
лечебном механизме П. к. В психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос и
контрперенос как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и неизжитых
эмоциональных отношений к родителям. Предполагается, что пациент вновь попадает в зависимость,
теперь уже к психоаналитику, и в результате проработки возникшего невроза переноса освобождается от
этой зависимости. В клиент-центрированной психотерапии создание эмпатической коммуникации
позволяет избежать переноса, и благодаря особым терапевтическим условиям П. к. (триада Роджерса)
появляется возможность нового понимания себя и своей жизни, ответственного и самостоятельного
решения возникающих проблем. Лечебным механизмом П. к. при проведении личностно-
ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова является
выявление и анализ, в условиях доверительности, эмоционально теплого общения, основного
стереотипа в системе отношений личности пациента, нарушающего его самооценку и межличностное
функционирование. Своеобразием отличается подход к пониманию П. к. на основе трансактного
анализа.
Поведение пациента отражает в каждый момент общения с психотерапевтом одну из сторон
его «Я»: взрослого «Я», родительского «Я» и «Я» ребенка. Так, если психотерапевт, вместо того чтобы
искать причины нарушения пациентом лечебных предписаний, ограничивается критикой или
морализированием, пациент реагирует страхом и покорностью или возмущается «наставлением»
психотерапевта. В этом случае П. к. строится по типу «родитель— ребенок».
После установления первоначального П. к. между психотерапевтом и пациентом процесс
общения приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе
психотерапии или изменяются на разных ее этапах. В. А. Ташлыков (1984) выделяет два основных типа
ролевого взаимодействия в П. к.: руководство и партнерство. Руководство как выражение авторитета
(власти) специалиста отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач—пациент», при
которой врач доминирует, занимает ведущую, активную позицию, берет на себя ответственность за
решение основных задач в период лечения, а пациент остается подчиненным, сравнительно
малоактивным, пассивным объектом терапии. Такой психотерапевт наделяется «магическими»
качествами, и больные особенно восприимчивы к его суггестивным влияниям. Социально незрелым
пациентам с выраженной зависимостью при слабой мотивации к лечению этот тип контакта полезен,
особенно на первом этапе лечения. В амбулаторных условиях при отказе психотерапевта от руководства
в отношениях с указанными больными они стремятся прервать лечение и найти другого врача,
удовлетворяющего их потребность в зависимости. Психотерапевт при этом применяет методы
психотерапевтического воздействия, содержащие успокоение, разъяснение, убеждение, внушение,
вселяет надежду, дает советы, рекомендации. П. к. отражает не только социальную (руководство и
партнерство), но и эмоциональную дистанцию (эмпатический и эмоционально нейтральный подходы).
Психотерапевтическое руководство в сочетании с эмоциональной поддержкой позволяет пациентам
посредством подражания и идентификации лучше усваивать воздействие психотерапевта и тем самым
Hosted by uCoz