Navigation bar
  Print document Start Previous page
 507 of 825 
Next page End  

персонал кабинетов находится в штате П. ц.;
— отделение специализированной психотерапевтической помощи. В пределах штатного
расписания П. ц. могут создаваться специализированные психотерапевтические кабинеты: например,
групповой психотерапии,
семейно-супружеской психотерапии, детской психотерапии,
подростковой
психотерапии, психотерапии для пожилых, арттерапии, телесно-ориентированной психотерапии,
гипнотерапии, видеотренинга и др.;
— в структуру П. ц. часто передаются подразделения кризисной психотерапии, кабинет
социально-психологической помощи, телефон экстренной помощи («Телефон доверия»);
— лаборатория клинической (медицинской) психологии, в рамках которой организуется работа
по различным направлениям психодиагностики;
— отделение психопрофилактики для психологической помощи здоровым, тренинговые
лаборатории, клубы бывших пациентов, группы специалистов, реализующие различные проекты в
области психопрофилактики и др.
— в некоторых случаях П. ц. имеет в своей структуре стационар и кризисный стационар (см.
Психотерапевтическое отделение).
В настоящее время единой структуры П. ц. нет, поскольку опыт их организации лишь обобщается.
Вместе с тем как форма организации психотерапевтической помощи П. ц. получают все большее
признание, поскольку их создание позволяет оптимизировать материально-технические ресурсы
психотерапевтической службы, улучшить координацию психотерапевтической работы на территории
обслуживания и за счет объединения специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь в
рамках одного учреждения, создать условия для профессионально роста, проведения
специализированных форм психотерапевтической помощи, внедрения достижений психотерапии в
практику здравоохранения.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО. Вид (тип, форма) психотерапевтического
воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим им выбором средств
воздействия, т. е. методов.
Термин П. в. может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение,
уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.),
а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической
ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами
психотерапии).
Александрович (Aleksandrowicz J. W.) считает понятие П. в. одной из плоскостей термина
«психотерапевтический метод». Наряду с пониманием метода как конкретного психотерапевтического
приема (беседа, ролевая игра, тренинг и пр.), как условий, в которых протекает процесс психотерапии
(амбулаторные, стационарные, семейные методы), как того или иного инструмента воздействия
(индивидуальные и групповые методы), он также рассматривает психотерапевтический метод П. в. либо
в параметрах стиля (директивный и недирективный), либо в параметрах теоретического подхода,
который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, научение, межличностное
взаимодействие).
Интерес представляет соотношение понятий «психотерапевтическое вмешательство» и
«психологическое (клинико-психологическое) вмешательство». Медицина и психология используют
различные виды вмешательств (интервенций). Все вмешательства, осуществляемые в медицине, могут
быть подразделены на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные
(физиотерапия) и психологические (психотерапия). Психологические интервенции, в свою очередь,
осуществляются прежде всего в педагогике (педагого-психологические вмешательства); в сфере
организации труда (производственно- и организационно-психологические вмешательства) и в
медицине (клинико-психологические вмешательства). Таким образом, психотерапевтические
вмешательства представляют собой психологические интервенции в медицине или клинико-
психологические интервенции. Однако термин «клинико-психологическое вмешательство», с точки
зрения ряда авторов, является более широким, чем «психотерапевтическое вмешательство». Так,
Шмидхен и Бастин (Schmidtchen St., Bastine R.), выделяя три основных цели клинико-психологической
интервенции в соответствии с различными фазами развития психических расстройств (профилактика,
Hosted by uCoz