Navigation bar
  Print document Start Previous page
 516 of 825 
Next page End  

больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем
социально-психологической адаптации пациента, синтезированными в многомерном диагнозе, а также
структурно-организационной формой проведения П.
Значительное число методов и методик П., разнородные принципы классификации,
многозначность понятий затрудняют оценку эффективности ее методов, определение показаний и
противопоказаний к П., соотношения П. и других видов лечения. Общепризнанным является
применение П. при широком круге расстройств. В первую очередь это касается невротических
состояний и других пограничных расстройств психогенной этиологии, некоторых форм
психосоматических нарушений, реакций дезадаптации, кризисных состояний. П. применяется также у
пациентов с личностными нарушениями, психическими расстройствами на этапах формирования
медикаментозной ремиссии, с алкогольной и другими формами зависимости. Хотя П. используется при
широком круге заболеваний, этиопатогенетическое значение она приобретает преимущественно при
психогениях, возникновение и течение которых обусловливается психическими (психологическими)
факторами. В этой группе заболеваний П. может выступать в виде единственного метода лечения или
включаться в систему комплексного лечения.
В русскоязычной литературе все большую популярность в отношении назначения П. завоевывает
представление о трех уровнях ее проведения: 1) профессиональная П. осуществляется врачом-
психотерапевтом, который является лечащим врачом и самостоятельно ведет пациента; 2) П. как
вспомогательный метод может проводиться как психотерапевтом-профессионалом, так и узким
специалистом; 3) П. в общемедицинской практике проводится всеми врачами, что позволяет
реализовать биопсихосоциальный подход в медицине. Четкое определение уровня проведения П.
способствует обоснованному формулированию ее целей и задач, при этом как недооценка, так и
переоценка возможностей П. негативно сказываются на эффективности лечения и имидже
психотерапевта и психотерапевтической службы.
В академической П. распространена точка зрения о целесообразности разграничения всего
многообразия методов психотерапии. При этом, как указывает Ледер, используются такие термины, как
сдерживающая и освобождающая, поддерживающая и интегративная, симптоматическая и каузальная,
поверхностная и глубинная, познавательная и эмоциональная, механистическая и гуманистическая,
динамическая, поведенческая, эмпирическая П. и др.
Не существует единой общепринятой классификации методов П. Попытку проанализировать все
многообразие значений, в которых используется понятие метода П., сделал Александрович
(Aleksandrowicz J.W., 1979):
1) методы, имеющие характер техник;
2) методы, определяющие условия, которые способствуют достижению и оптимизации целей П.;
3) методы в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического
процесса;
4) методы в значении терапевтических интервенций (вмешательств).
Различаются методы П., раскрывающие причины конфликтов, и методы, не раскрывающие их
(имеются в виду различные позиции психотерапевтов в отношении неосознанных комплексов и
конфликтов). Методы, раскрывающие причины конфликтов, в основном идентичны психоанализу или
методам, ориентированным на психоанализ; они предполагают, что важную роль играет
бессознательная составляющая личности. Широко распространено разграничение «большой» и «малой»
П. К первой относят методы психоанализа и близких к нему школ, ко второй —
рациональную П.
(беседы с больным), а также способы, основанные на внушении и релаксации.
В зависимости от
условий, в которых проводится П., и врачебной подготовки психотерапевта различают П., проводимую
врачом-специалистом, и П., осуществляемую домашним врачом и интернистом общего профиля; кроме
того, различают П., проводимую в амбулаторных условиях, и П., осуществляемую в условиях стационара
(последняя предполагает характерные условия лечения и применение определенных методов
воздействия). На практике имеет также значение отличие групповой П. от индивидуальной (Исурина Г.
Л., 1995), поскольку каждая из них связана с определенными предпосылками в отношении показаний,
подготовки психотерапевта и техники проведения сеансов (см. Классификация методов психотерапии).
Ни один из существующих методов не является самым лучшим, разные методы преследуют
Hosted by uCoz