Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 825 
Next page End  

аутогенного отреагирования, аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда «мешающий
материал» (болезненные переживания) поддается точному описанию. Вербализация определенной темы
(например, «агрессия», «желание», «страх» и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабления и
продолжается до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего. При аутогенной
вербализации предполагается, что пациент знает «тему», которая содержит «мешающий материал». По
сути, приемы аутогенной нейтрализации представляют собой ассоциативный эксперимент,
предложенный еще Юнгом (Jung С. G.) для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым
является реализация данного приема в состоянии аутогенной релаксации.
Отечественными авторами (Панов А. Г., Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А., 1980)
разработан оригинальный комплекс упражнений высшей ступени А. т. Концепция авторов высшей
ступени А. т. базируется в первую очередь на данных психофизиологии эмоций. Центральными в
комплексе А. т.-2 являются приемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния,
преднамеренного моделирования эмоций. Основными приемами моделирования настроения авторы
считают управление мышечным тонусом (типа прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона),
упражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения самоутверждения».
_Упражнения сюжетного воображения._ Их целью является самостоятельное, сознательное и
преднамеренное формирование заданного эмоционального состояния, а суть заключается в
репродуцировании эмоционально окрашенных представлений, образов и динамичных ситуаций
(сюжетов). Формирование эмоционально значимых сюжетных представлений начинается с постановки
цели: какое эмоциональное состояние надлежит моделировать. В зависимости от выбранной цели
определяется и цвет, соответствующий нужной эмоции. Выбранный цвет служит базой для
формирования словесного самоприказа. В качестве примера приводим упражнение под названием
«Парк».
Цель упражнения — создать состояние покоя, внутреннего комфорта, ленивой истомы, глубокого
отдыха. Основные сенсорные представления — зрительные. Самоприказ: «Зеленая-зеленая зелень.
Зеленая-зеленая листва. Зеленая листва шелестит». Образная развертка — представить себя в парке в
теплый и солнечный летний день. Солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы. Телу
тепло, но не жарко (температурный образ). Листва свежая, яркая (цветовой образ). Просторные поляны
и аллеи уходят вдаль (пространственный образ). Листва шелестит на слабом ветру, далекие и неясные
голоса людей (звуковой и осязательный образы — ветерок). Запах свежей листвы (обонятельный образ).
Музыкальное подкрепление — плавная негромкая музыка, льющаяся из парковых репродукторов.
Следует вжиться в эту картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании.
_Упражнения самоутверждения._ Нередко возникают предвидимые заранее чрезвычайные
житейские ситуации, связанные с повышенным чувством ответственности. Тревожное ожидание таких
ситуаций порождает неуверенность в себе, страх перед неудачей и может спровоцировать
невротический срыв. К таким ситуациям можно подготовиться с помощью «упражнений
самоутверждения». Больным советуют по утрам, еще не проснувшись окончательно, т. е. находясь в
естественном аутогенном погружении, репетировать тревожащую их ситуацию, но не такую, какой они
боятся, а такую, какой они хотят ее видеть. Это репетиция успеха. Подобные репетиции успеха можно
проводить за несколько дней до ожидаемого события или непосредственно в тот день, когда оно
предстоит, но не перед сном, так как это может спровоцировать расстройство сна.
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов отмечается возможность ускорения
реализации навыков, полученных в процессе А. т., путем использования принципа биологической
обратной связи (электромиографической, электроэнцефалографической, температурной, обратной связи
ритма сердца и др.).
АУТОГИПНОЗ. Гипнотическое состояние, вызываемое субъектом по собственной инициативе.
По мнению Шертока (Chertok L., 1972), А. может использоваться для упрочения эффекта
симптоматического лечения, прежде всего осуществляемого с помощью гетерогипноза
(гипнотизирования врачом). Обучение А. может проводиться двумя способами: под гипнозом
присутствии психотерапевта) и самостоятельно.
Примером обучения А. под гипнозом является методика, описанная Вайтценхоффером
(Weitzenhoffer A. M., 1957). После введения пациента в глубокое гипнотическое состояние производится
Hosted by uCoz