Navigation bar
  Print document Start Previous page
 521 of 825 
Next page End  

лечении. Первым принципом лечения семьи служит разрушение родительского мифа о наркомании как
этапе возрастного развития или влиянии микросоциального окружения и достижение, по меньшей мере,
частичной абстиненции и уровня контроля над подростком.
Можно выделить следующие общие цели, которых должна достичь семейная системная
психотерапия в комплексной реабилитации подростков с аддиктивным поведением:
1) определить наркоманию как семейную проблему;
2) выявить, какие факторы в семье поддерживают злоупотребление психоактивными веществами
подростком;
3) уменьшить резистентность семьи к лечению;
4) восстановить влияние родителей на подростка, структуру семьи, семейную иерархию;
5) прервать дисфункциональные картины поведения членов семьи;
6) улучшить внутрисемейную коммуникацию и другие копинг-механизмы;
7) подобрать индивидуальные стратегии вмешательства для реконструкции семейных
отношений;
8) разрешить личностные проблемы родителей, поддерживающие симптом (зависимость от
психоактивных веществ).
В семьях, в которых родители злоупотребляют наркотиками или алкоголем, осуществляется
физическое или сексуальное насилие, имеет место неприятие проблемы как семейной, отсутствует
родительская поддержка, — шансы на использование семейных подходов в лечении аддиктивного
поведения у подростков уменьшаются.
ПСИХОТЕРАПИЯ В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Комплекс психотерапевтических
мер, направленных на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций,
навыков и возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент
пожилого возраста не может справиться самостоятельно.
Использование психотерапевтических методов в геронтологической практике связано с отходом
в последние десятилетия от дефицитарной модели старения, согласно которой этот процесс является
общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время старение
рассматривается как фаза жизни, протекание которой многофакторно обусловлено прошлым, настоящим
и ориентацией на будущее и которая проявляет себя «как биологическая, финансово-экономическая,
эпохальная и экологическая судьба» (Lehr U., 1972,1979). Поведение человека пожилого возраста
определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их
субъективного восприятия и переживания. При разработке психотерапевтических программ необходим
детальный анализ конкретной ситуации и ее когнитивного содержания, а также многосторонняя
ориентация мер вмешательства (медицинские, психологические, социальные, экологические и др.).
Специфичным в построении психотерапевтических программ является принцип активации и
реактивации ресурсов пациента, так как невостребованные функции угасают. При этом необходимо
внимательно следить за мерой «напряжения» функций, поскольку равно опасно как их недостаточное
напряжение, так и перенапряжение.
Симптомы и личность пациента определяют стратегию психотерапевтического воздействия, а
также выбор применяемых психотерапевтических методов и приемов. В наименьшей степени для
понимания старости и лечения старческих нарушений, по мнению Розе (Rose H.-K., 1987), подходят
глубинно-психологические и психоаналитические методы психотерапии. В последнее время наиболее
интенсивно развиваются поведенческие формы и поддерживающая психотерапия пожилых. Лер
отмечает, что в специальных заведениях для пожилых пациентов усиливается нежелательное поведение
(например, социальное иждивенчество при одевании, умывании, питании, передвижении), в связи с
чем снижается самостоятельность и растет зависимость пожилых людей. С целью преодоления этих
явлений используется, в частности, такой метод поведенческой психотерапии,
как оперантное
обусловливание.
Его применение предполагает специальную подготовку и тренинг медицинского
персонала, который должен научиться находить индивидуальные позитивные стимулы для пациента,
определять частные цели и поощрять их достижение. Элементарные обучающие процессы помогают
пациенту вести себя адекватно постоянно меняющимся требованиям окружающей среды. Часто
способность старых людей к обучению недооценивается, тогда как в большинстве случаев в результате
Hosted by uCoz