Navigation bar
  Print document Start Previous page
 540 of 825 
Next page End  

половой и возрастной гомогенностью групп заикающихся.
4. Наличие у большинства больных фиксации на дефекте речи, переоценки его тяжести, роли
дефекта в коммуникативных неудачах и своей интерперсональной проблематике. Потребность в
общении заменяется потребностью в монологической речи, и вся ситуация общения (в том числе в
психотерапевтической группе) строится исходя из того, как говорится, т. е. из субъективно значимого
признака.
5. Низкая коммуникативная компетентность заикающихся, определяющая их спонтанное
взаимодействие в группе. Больные с заиканием не осознают роли невербального поведения в
коммуникативном акте, у них нет установки на партнера, им незнакомо ощущение «коммуникативного
удовольствия», и в целом они понимают общение как монологическое говорение, вне форм диалога и
полилога. Мимика и пантомимика заикающегося отражают, как правило, реакцию не на партнера по
общению, а на собственные ощущения, связанные с речевыми трудностями, т. е. носят
аутокоммуникативный характер.
6. Стереотип сформировавшихся ожиданий в отношении предстоящего лечения, понимаемого
почти исключительно в аспекте логопедической коррекции. Данный стереотип поддерживается
прежним опытом лечения, в том числе в группе. У пациентов имеется четкое представление о функции
группы в лечении и о роли ведущего (врача, психолога). Группа понимается как пассивная аудитория,
необходимая для отработки навыков публичной речи, а ведущий — как абсолютный лидер,
взаимодействие с которым носит чисто дидактический характер. Отношения с другими пациентами
воспринимаются как малозначимые и находятся на периферии внимания.
Специфические черты контингента больных с заиканием делают неэффективным и в ряде
случаев невозможным использование принятых форм групповой психотерапии. Обычные начальные
шаги при работе с больными неврозами — сравнение жалоб и проблем отдельных пациентов,
предоставление им полной самостоятельности в общении, создание напряжения за счет специально
организованной неопределенности — неадекватны для групп заикающихся. В дискуссии происходит
подмена содержательной стороны любого вопроса спектром переживаний речевой несостоятельности и
«совместного» неуспеха обсуждения. Любые осложнения в групповой дискуссии, которые могли бы быть
связаны с конфликтностью, напряженностью или значимостью обсуждаемого, автоматически относятся
на счет техники речевого общения.
Таким образом, использование в лечебных целях всего объема взаимодействия и
взаимоотношений участников группы невозможно без дополнительной работы, направленной на
коммуникативную сферу и коррекцию навыков общения.
При личностно-ориентированной групповой психотерапии дополнительным специфическим
аспектом в лечении больных заиканием становится реконструкция механизмов общения и
формирование навыков овладения больными формой и сущностью правильного коммуникативного
поведения. Психотерапевтическая группа создает наилучшие возможности для моделирования
подлинной атмосферы устной коммуникации, введения элементов речевой и языковой игры,
тренировки разных составляющих коммуникативного акта, достижения успешности в общении и
эффекта «коммуникативного удовольствия». Психотерапевтическая группа представляет собой
одновременно среду развертывания различных коммуникативных проявлений и средство воздействия
на них.
Специфическими задачами групповой психотерапии при заикании являются: 1) актуализация
максимума различий в коммуникативном поведении пациентов, их индивидуализация в глазах группы;
2) создание структуры диалогического общения в группе, привлечение внимания к различным
характеристикам взаимодействия с партнером и постепенное формирование нового понимания целей и
ценностей общения; 3) преодоление тенденции избирательного и неадекватного восприятия и
построения конкретных коммуникативных ситуаций на основе фиксации на дефекте речи, в частности
изменение представлений о роли невербальных составляющих в общении; 4) изменение стереотипа
восприятия группы пациентов как аудитории и ведущего как формального и абсолютного лидера.
Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием,
подробно изложены в работе В. М. Шкловского, Л. М. Кроля и Е. Л. Михайловой (1985).
Наиболее эффективно применение описанных выше методов психотерапии в комплексной
Hosted by uCoz