Navigation bar
  Print document Start Previous page
 548 of 825 
Next page End  

(Jung С. G.), Мей (May R.), Фромм (Fromm E.), Франкл (Frankl V. E.) и др. По мнению последнего, религия
— это один из феноменов, с которым сталкивается психотерапия. В принципе для психотерапии
религиозность и атеизм — сосуществующие феномены, и психотерапия обязана занимать по отношению
к ним нейтральную позицию. Психотерапия должна применяться по отношению ко всем больным,
верующим или неверующим, любым психотерапевтом вне зависимости от его мировоззрения. Другими
словами, для психотерапии религия может быть лишь предметом, но не почвой, на которой она стоит.
Считая этой почвой медицину, Франкл полагает, что ее необходимо разграничивать с теологией.
Цель психотерапии — исцеление души, цель же религии — спасение души. Если, однако,
религию, согласно ее исходной направленности, мало волнуют и заботят такие вещи, как
выздоровление или предупреждение болезней, тем не менее — не намеренно — она оказывает
психогигиеническое и даже психотерапевтическое действие. Это происходит благодаря тому, что она
дает человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще:
возможность укрепиться, утвердиться в трансцендентном, в абсолютном. В психотерапии также можно
зафиксировать аналогичный непреднамеренный побочный эффект, поскольку в отдельных случаях
отмечается, что пациент в ходе психотерапии возвращается к давно утраченным источникам
изначальной, подсознательной, вытесненной религиозности. Однако, хотя такое и случается,
психотерапевт не вправе ставить себе такую цель. Ведь в этом случае он объединяется с пациентом на
почве общей веры и действует исходя из этого, но при этом уже с самого начала обращается с ним не как
с больным.
Религию в психотерапии необходимо учитывать по одной простой причине: логос в
логотерапии,
по Франклу, подразумевает смысл. Человеческое бытие всегда стремится за пределы
самого себя, всегда устремляется к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является
осуществление смысла. Если психотерапия будет рассматривать феномен веры не как веру в Бога, а как
более широкую веру в смысл, то в принципе она вправе включить феномен веры в сферу своего
внимания и заниматься им.
ПСИХОТЕРАПИЯ И ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Все более широкое признание в медицине и
здравоохранении биопсихосоциальной модели болезни заостряет вопрос о соотношении биологических
(прежде всего фармакологических), психологических и социальных воздействий в системе лечения
различных заболеваний.
В самом общем плане можно говорить о двух предпосылках широкого и действенного
применения психотерапии. Во-первых, это прямое использование ее лечебного эффекта при обширном
круге заболеваний, в этиопатогенезе которых психологическому фактору принадлежит определяющая
(неврозы) или весьма существенная роль (другие пограничные нервно-психические расстройства,
психосоматические нарушения). Во-вторых, ее лечебно-профилактическое значение с учетом
психосоциальных реакций на соматические, психические и другие болезни и их последствия, влияния
специфических соматопсихических расстройств на психологическое функционирование индивида, его
поведение и пр.
Однако наряду с методами психотерапии при указанных расстройствах широко применяются и
фармакологические, в особенности психотропные, средства. Это объясняется, с одной стороны,
несомненными успехами фармакологии, а с другой — невозможностью в настоящее время
удовлетворить потребность в квалифицированной психотерапевтической помощи всех, кому она
показана и для кого может быть эффективной, прежде всего из-за больших затрат времени. Напротив,
лекарственные препараты широкодоступны, отличаются высокой избирательной активностью и
быстротой действия.
С тезисом о том, что использование фармакологических препаратов при ряде заболеваний, в
особенности при неврозах и других пограничных с ними нервно-психических и психосоматических
расстройствах, является капитуляцией психотерапевта перед больным, в настоящее время согласны
далеко не все специалисты. Исследование, проведенное членами Американской психоаналитической
ассоциации, показало, что 60% врачей для лечения части своих пациентов наряду с психоанализом
применяют лекарства.
Хотя фармакотерапию и продолжают рассматривать как основной фактор медико-биологического
вмешательства, подчеркиваются ее прямые и опосредованные психотерапевтические эффекты.
Hosted by uCoz