Navigation bar
  Print document Start Previous page
 557 of 825 
Next page End  

мифологией пациента, тесно связанной с макросоциальными мифами, что во многом определяет не
только стратегию, но и тактику, в частности выбор «языка» взаимодействия и разнообразие
психотерапевтических техник, эклектичность которых нейтрализуется за счет функционирования в
рамках единой концепции.
ПСИХОТЕРАПИЯ МИРОСОЗЕРЦАНИЕМ ПО МАРЦИНОВСКОМУ. Метод психотерапии,
разработанный немецким врачом Марциновским (Marcinowski J.). В книге «Нервность и
миросозерцание» (1913) автор определил свой метод как «просветительно-воспитательное лечение»,
суть которого состоит в формировании у пациентов целительного идеалистического миросозерцания с
целью «создания личности сильной, внутренне свободной и независимой от своей участи...
преисполненной высоких и чистых идеалов и нравственных требований». В основе описательной
концепции П. м. п. М. лежит представление о целебном влиянии личностной одухотворенности и
схваченности идеалами в истинно идеалистически-философском понимании. В процессе
психотерапевтического воспитания пациент поднимается в душе над своей страдающей, обремененной
проблемами личностью, начинает видеть себя частицей более важного, чем отдельная личность, целого,
частицей человечества, всего живого и вообще всей Природы. В результате духовного миросозерцания
открывается и индивидуальный смысл жизни отдельной личности — части процесса природного
движения. Он заключается в признании идеи мирового (вселенского) развития (в котором законы
природы лишь средство) и покорном принятии своего предназначения быть достойным и посильным
вкладом в этот процесс. И когда одухотворенный и чувствующий себя «живым выражением общей
божественной мысли не для того, чтобы потеряться в ее беспредельности, но для того, чтобы найти себя
в ней в более чистом и освобожденном виде», пациент возвращается к решению своих реальных
проблем, он перестает мерить свое страдание «меркой собственных близоруких решений». В состоянии
такой одухотворенности исчезают раздражительность, нервность, тревожность и «все телесное
улаживается само собой». Таким образом, смысл теоретической концепции П. м. п. М. состоит в
возвращении личности страдающего пациента в лоно общечеловеческих и духовных ценностей через
осознание своей индивидуальности и приобщенности к процессу мирового движения, а также
самоценности своего существования. Марциновский признавал необходимость духовного целительства
личности, однако различие религиозного деятеля и психотерапевта видел в том, что для последнего
религиозная идеология является лишь средством для приобщения к духовным идеалам и не служит
какой-либо определенной религии. Признавая существование Бога, автор считал, что тот не так
«мелочен, чтобы требовать веры в себя в виде какой-то определенной религии». Он предлагал
психотерапевту при работе с верующими пациентами «уметь с одинаковой горячностью говорить... на
языке христианства и свободомыслия, на языке учений Древней Индии». Последствием такого
эмоционального взаимодействия пациента и психотерапевта становится теплая и открытая атмосфера,
располагающая пациента к доверительному общению и готовности получить от врача критику
некоторых своих представлений, от которых он сам и страдает, и дойти вместе с ним до «того единого
целого, что все ищут и благодаря чему могут быть устранены все раздоры и ссоры».
Какой-либо последовательности в решении указанных задач и реализации целей не
предполагается. Психотерапия строится на эмоционально насыщенных беседах, в ходе которых
психотерапевт постепенно продвигает пациента в сторону принятия духовных идеалов и развития
способности к миросозерцанию. Содержанием бесед могут быть сравнение личных переживаний и
желаний с более глобальными процессами (в семье пациента, обществе, человечестве и природе) и
интроспекции, способствующие раскрытию реальных затруднений и критике представлений пациента,
лежащих в их основе. Психотерапевт в П. м. п. М. является активной действующей фигурой,
использующей для аргументации широкий запас знаний и личного опыта; он, по сути, выступает как
представитель более общего и глобального, по сравнению с отдельной личностью, сообщества, и
конфронтация с пациентом осуществляется им с этих позиций.
Сравнивая П. м. п. М. с некоторыми современными психотерапевтическими подходами, можно
увидеть нечто общее и с гуманистической школой, и с экзистенциальным подходом в психотерапии.
Важным элементом П. м. п. М. является описание особенностей работы с верующими пациентами.
ПСИХОТЕРАПИЯ НОВОГО РЕШЕНИЯ М. ГУЛДИНГ И Р. ГУЛДИНГА. Психотерапия
нового решения, созданная американскими психотерапевтами Мэри и Робертом Гулдинг (Goulding М.
Hosted by uCoz