Navigation bar
  Print document Start Previous page
 564 of 825 
Next page End  

Поэтому сессия может быть на 15, 20, 25 минут дольше, если это необходимо.
Опыт и знания — это те элементы, которые будут определять ограничение времени
(краткосрочность) лечения — от 10 до 16 сессий, в соответствии с имеющимся опытом. «Адекватное
терапевтическое время» возникает из соотношения патологии пациента и теоретических знаний
психотерапевта.
Социально-экономический контекст, биологическая и социальная реальность, даже
географическое расположение и возможный доступ к имеющемуся в распоряжении месту для
психотерапии — все эти элементы играют важную роль. «Адекватное психотерапевтическое время»
является результатом биопсихосоциальной реальности, включая того, кто ищет психотерапевтическую
помощь, и того, кто способен эффективно ее обеспечить. Психотерапевт должен зачастую преодолевать
препятствия и предрассудки, которые его собственная традиционная психоаналитическая структура
интроецировала в его Супер-Эго.
Данный психотерапевтический подход позволит психотерапевту определять терапевтическое
время и пространство, которое должно быть по-настоящему Эго-синтонным и соответствующе
настроенным на по возможности идеальную и осуществимую психотерапию ограниченного времени и
неограниченных целей (Кнобель, 1990).
ПСИХОТЕРАПИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ ХАЛЛА, МИЛЛЕРА,
ДОЛЛАРДА, Конфликт с позиций бихевиоризма можно определить как одновременное возбуждение
двух конкурирующих тенденций реагирования (например, приближение и избегание или два различных
способа приближения). Халл (Hull С. L., 1943) и его последователи Миллер (Miller N. Е., 1944) и Доллард
(Dollard J. А., 1950) различают 3 основные формы конкурирующих поведенческих реакций:
1) конфликт типа «приближение—приближение»;
2) конфликт типа «избегание—избегание»;
3) конфликт типа «избегание—приближение».
Последняя форма особенно часто была предметом экспериментального изучения; одни работы
были основаны на идеях Фрейда (Freud S.), в основе других лежали павловские методы выработки
условных рефлексов и необихевиористские теории Халла. Некоторые исследования второй группы
касаются так называемого экспериментального невроза.
Поведение избегания и приближения изучалось школой Халла в плане определения градиента
этих процессов. Наиболее известными являются работы Миллера (1944, 1959), в основу которых были
положены исследования конфликтной ситуации в экспериментах на крысах.
Крысы получали пищу, а затем во время еды подвергались удару тока. Сила тока и степень
голода были различными у разных групп животных. Исследовались формы движений крыс при
приближении к пище. В целом было установлено, что место остановки животного определяется
относительной силой двух потребностей. Чем сильнее голод и слабее ток, тем ближе подходит
животное. Конкуренция двух реакций возрастает вместе с силой потребностей. С помощью этого
метода Миллеру удалось экспериментально показать приемлемость тезиса Фрейда о том, что отчетливо
выраженные проявления страха и избегания могут служить признаком сильных тенденций к
приближению.
Доллард и Миллер (1950) стали применять свои концепции и данные в психотерапевтической
практике, пытаясь разработать синтетический метод психотерапии, соединяющий бихевиоризм и
психоанализ. Ориентируясь на их идеи, Мартин (Martin D. G., 1975) и Перре (Perrez M., 1975) стремились
дать объяснение невротическим расстройствам, обусловленным конфликтами, и, соответственно,
способу их психотерапии. Рассматривались двуполярные модели, в основе которых лежит конфликт
«приближение—избегание», в этом случае невротическое поведение сохраняется, поскольку существует
механизм подавления негативных эмоций, таких как страх, тревога и др. Угрожающие психике
раздражители устраняются так быстро, что переобучение не успевает произойти. Мартин (1975) в
контексте психотерапии занимался конфликтами, которые поддерживаются внутренними
раздражителями, возникающими в процессе мышления, представлений и переживаний. Целью
психотерапии являлось преодоление (разрешение) конфликтов, что в ходе психотерапии обеспечивалось
2 параллельными процессами; 1) «стремление к приближению» повышалось при помощи
положительных вербальных, а также адекватных эмоциональных стимулов, таких как душевное тепло,
Hosted by uCoz