Navigation bar
  Print document Start Previous page
 599 of 825 
Next page End  

используется редко из-за возможного усиления регрессивных тенденций больных. Однако этот прием
совершенно необходим после преодоления дезадаптивных психологических установок, на этапе
совершенствования проблемно-решающего поведения, когда вмешательства носят преимущественно
тренировочный, психопедагогический характер. Среди решаемых здесь задач рекомендации по
оптимальному быто- и трудоустройству, помощь в нахождении «социальной ниши», обеспечивающей
защиту от социальных стрессоров, в поиске внепрофессиональной занятости, облегчающей
установление социальных связей и получение внутренней удовлетворенности; сюда относится также
нахождение остаточных резервов в сохранившихся социальных навыках, обучение и тренировка
коммуникативных приемов, которыми больной не владеет. Чрезвычайно важным является научение
пациента своевременному распознаванию надвигающегося рецидива, с одной стороны, и в то же время
игнорированию отдельных, затрудняющих адаптацию психопатологических проявлений или даже
симулятивному поведению во внетерапевтических ситуациях — с другой. По внутренней структуре
дидактические приемы имеют разную степень сложности и предусматривают разные уровни
сотрудничества больного с врачом в процессе научения. Гибкое использование отдельных вариантов с
учетом возможностей пациента позволяет добиться большего терапевтического успеха: простой совет —
указание о том, что надо сделать, без разъяснений, как именно это надо делать; подробная инструкция
по выполнению сложных образцов поведения с указанием последовательности выполнения отдельных
этапов, конкретных ролевых приемов, привязанных к возможным вариантам ситуаций; предложение
больному нескольких альтернативных вариантов поведения, один из которых он может выбрать
самостоятельно; обучение больного типовым проблемно-решающим алгоритмам, выводящим на
многофункциональные формы поведения, пригодные для решения и других сложных задач.
4. Разъяснение, уточнение. Основная цель — повышение точности понимания сути получаемого
от больного материала, исключение возможных параллельных истолкований смысла, устранение
недостаточной смысловой связанности сообщаемой информации. Здесь возможны также насыщение
суждений, сделанных ранее в более общей форме, конкретными деталями, примерами, иллюстрациями
и резюмирование — сжатое воспроизведение смысла изложенного ранее более пространно или менее
последовательно. Границы применения уточнений — осознаваемые содержания переживаний, не
подвергшиеся искажению защитными психологическими процессами, но в то же время и не
представляющиеся еще больному достаточно определенными, ясными и увязанными в общий
жизненный контекст. В этом смысле наиболее употребительным вариантом уточнения является так
называемое фокусирование — фиксация внимания больного на еще не вербализованных компонентах
содержания проблемных переживаний с целью их последующей вербализации.
По существу,
фокусирование представляет собой осторожное нащупывание границ, за которыми воспринимаемая
информация начинает подвергаться искажениям, а попытки коррекции наталкиваются на
сопротивление больного и требуют использования уже других инструментов.
5. Конфронтация. Главная цель — возвращение в сознание больного информации, подвергшейся
избирательной фильтрации дезадаптивными психологическими установками, демонстрация признаков
наличия интрапсихических конфликтов и связанных с ними психологических процессов, искажающих
восприятие реальности. Конфронтация — это сообщение не столько сути информации, сколько
связанного с ней значимого переживания, в противном случае она плохо фиксируется в сознании. При
использовании конфронтации не следует жалеть усилий, чтобы убедить больного в том, что сообщение
ему информации, с которой он, как правило, не согласен, ни в коей мере не означает враждебности по
отношению к нему врача, преподносящего эту информацию. Применяя конфронтацию, необходимо
следить за степенью внутреннего неприятия больным суждений врача, болезненных для него, и за его
готовностью с ними согласиться. Наиболее часто используются такие приемы конфронтации: выявление
внутренней противоречивости высказываний больных, их несоответствия реальности, несовпадения
его действительной линии поведения с той, которую он декларирует; выявление психосоциальной
обусловленности и дезадаптивного поведения, внутреннего дискомфорта, симптомов по временной
связи их проявления (исчезновение, изменение интенсивности) с определенными стрессовыми
ситуациями; выявление неосознаваемых конфликтных отношений по чрезмерности или заниженности
адекватной по содержанию эмоциональной реакции на ситуацию сравнительно с нормативной:
обнаружение при дезадаптивных психологических установках (типа односторонней биологической
Hosted by uCoz