Navigation bar
  Print document Start Previous page
 638 of 825 
Next page End  

болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске
личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации —
«веера решений». Многообразие приемов и методов С. к. обусловлено различными теоретическими
концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая
психотерапия,
в том числе рационально-эмоциональная психотерапия,
системное и эмпирическое
направления (Минухин (Minuchin S.), Сатир (Satir V.) и др.). Э. Г. Эйдемиллер (1994) приводит основные
принципы и правила С. к.
1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью
соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов мимезиса,
синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи,
отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме.
2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования и
терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы:
«Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об
этом без отрицательной частицы "не", терминами положительного результата».
3. Обсуждение психотерапевтического контракта.
Эта часть С. к. признается многими
специалистами как одна из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант
обычно отвечает за условия безопасности С. к. и технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а
последний — за собственную активность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др.
Затем участники С. к. договариваются о продолжительности работы (в среднем общее его время 3-6
часов) и длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в
неделю, далее 1 раз в 2-3 недели. Важной стороной в С. к. является обсуждение условий оплаты либо
предоставление клиенту информации о том, сколько С. к. может стоить, если осуществляется в
бюджетном муниципальном учреждении, так как это способствует усилению мотивации клиентов к
терапевтическим изменениям. Необходимо также оговорить возможные санкции за нарушения
сторонами условий контракта.
4. Следующий шаг в процедуре С. к. — уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее
субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому
помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких
ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?».
5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и
безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт,
активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его
профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы». С участниками
консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов
поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, самое плохое в
сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?» Осуществляется
совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает следующие
вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди,
оказавшись в сходной ситуации? А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой
же поступок?». Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому
способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и
фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.
6. Этот шаг С. к. называется «экологической проверкой» (Bandler R., Grinder J., 1995). Консультант
предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое
состояние.
7. Приближаясь к завершению С. к., консультант предпринимает усилия по «страхованию
результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести
уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-
нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время
для обсуждения полученных результатов.
8. В ряде случаев необходимо провести процедуру «отсоединения». Она может произойти
Hosted by uCoz