Navigation bar
  Print document Start Previous page
 639 of 825 
Next page End  

автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но иногда
консультант вынужден стимулировать отсоединение (Эйдемиллер Э. Г, 1994; Haley J., 1976). Хейли с
этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо
противоположному результату. К примеру, молодым супругам, которые консультировались по поводу
того, как выражать свои чувства — открыто или сдерживать их, было предложено такое задание: «На
протяжении недели ссорьтесь по одному часу в сутки с целью проверки своего эмоционального
реагирования». При этом Хейли учитывал человеческую природу: никто сознательно не будет делать
себе и другому что-то во вред. У супругов, которые попробовали выполнять это задание и бросили его,
наоборот, укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг
«странного» консультанта.
В настоящее время С. к. является наиболее востребованным населением России видом
психотерапевтической помощи. Помимо здравоохранения семейные консультанты появились в системе
образования — в психологических центрах, непосредственно в школах, в консультациях, действующих в
системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других
учреждениях.
СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ. Термин, предложенный Феррейрой (Ferreira A. J., 1966), означает
определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных
семьях.
Синонимами С. м. являются понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые
экспектации», «согласованная защита», «образ семьи, или образ "Мы"», «наивная семейная психология»
и др. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).
С. м. исследуются клиническим и экспериментально-психологическим методами в рамках
психоаналитического понимания защитных механизмов, теории ролевого взаимодействия, когнитивной
психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии.
Т. М. Мишина (1983) первой ввела понятие
«образ семьи, или образ "Мы"», под которым имела в виду целостное, интегрированное образование —
семейное самосознание. Одной из наиболее важных функций семейного самосознания является
целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Адекватный образ
«Мы» определяет стиль жизни семьи, в частности супружеские отношения, характер и правила
индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «Мы» — это согласованные
селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для
каждого члена семьи и семьи в целом наблюдаемый публичный образ — С. м. Цель такого мифа —
закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и
согласовать некие идеализированные представления друг о друге. Для гармоничных семей характерен
согласованный образ «Мы», для дисфункциональных — С. м.
Под С. м. многие авторы понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между
членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы препятствовать осознанию отвергаемых образов
(представлений) о семье в целом и о каждом ее члене. Выделяются такие мифы, как «проекция», «отказ»,
«расщепление», некоторые когнитивные селективные сценарии, описанные в «наивной семейной
психологии», определенного содержания С. м., которые особенно часто встречаются в
дисфункциональных семьях современной России (Мишина Т. М., 1983; Эйдемиллер Э. Г., 1994).
Механизм психологической защиты «расщепление» выступает в 2 формах. Первая встречается, когда
супруги имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые стороны» представлений о себе
каждого из супругов проецируются ими за пределы семьи и солидарно не принимаются обоими
супругами. Например, супруги с вытесняемыми сексуальными импульсами, испытывающие
неосознаваемое беспокойство в связи со своими сексуальными потребностями, склонны создавать миф
«мы чистые, идеальные люди», а других людей считать грязными, распущенными и распространять эту
оценку на моральные устои всего общества. При второй форме расщепления речь идет о ситуации, когда
один из супругов ищет в другом те качества индивида, которые бессознательно воспринимаются им как
символ подавленных аспектов собственной личности. Суть взаимного запретного соглашения состоит в
том, что каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своем супруге проявление тех качеств,
которые он как бы не признает в себе. Из-за этого вместо гармоничного согласия, в частности по
вопросам сексуальной приемлемости, у одного из партнеров возникает стремление поощрять другого
Hosted by uCoz