Navigation bar
  Print document Start Previous page
 646 of 825 
Next page End  

динамические причины такой дисгармонии. Психотерапевт, проводящий С. п. п. К., попытается найти
«индивидуальную структуру» проблемы и дисгармонии в созревании, поскольку лишь исходя из
характера может быть понятно проблемное поведение человека, а не наоборот. Характер как
психологическое образование в такой трактовке становится главным объектом анализа и терапии.
Характер развивается в борьбе воли человека с обстоятельствами жизни, но в определенной мере
обусловлен биологическими причинами и наследственностью. Задача психотерапевта — определить
удельный вес этих факторов и их соотношение для обоснования и выбора соответствующих методов
лечения (психофармакологические препараты, физические упражнения, упражнения, развивающие
психику, гипноз, глубинный анализ характера и др.).
Психологическая терапия (терапия, направленная на изменение патологического характера)
преследует 3 основные цели:
1) освобождение характера,
2) компенсацию характера,
3) динамическое развитие характера.
В первом случае (например, при значительной личностной незрелости) необходимы
мероприятия, позволяющие освободить человека от трудной проблемной ситуации либо от чуждых ему
целей и установок. Во втором случае психотерапия ориентирована на компенсацию имеющихся
неисправимых характерологических особенностей у зрелой личности и часто направлена на осознание
этих особенностей. Самое сложное — динамическое развитие характера. В зрелом возрасте, у
полностью сложившейся личности, естественное развитие характера уже завершилось, остается только
выравнивать уже сформированную структуру, способствовать ее более полной адаптации в различных
ситуациях (брак, работа). Это возможно через осознание своей специфики и развитие возможностей к
трансцендентальному преодолению психофизиологических особенностей и биологических
закономерностей. Осознание в С. п. п. К. включает и эмоционально-волевой компонент, который в
результате развития может привести к «душевной интеграции» — к процессу творческого развития,
внеопытного продвижения в духовном росте с учетом своих биологических и психофизиологических
особенностей, с использованием всего «общественно-культурного пространства» личности. В конечном
итоге успех или неуспех психотерапии определяется возможностью с помощью творческих усилий
преодолеть психофизиологические особенности и способствовать обретению человеком его
естественно-исторической сущности. «Общественно-культурное пространство» обусловливает
направление движения личности и цели психотерапии. Например, в беседе с психотерапевтом у
пациента может обнаружиться тяга к художественному творчеству или литературе, религии или науке,
изобретательству либо альтруистические тенденции. Благодаря этому проснувшемуся интересу к
неизвестным областям жизни и непроявленным возможностям, пациент именно там может увидеть
перед собой будущие горизонты и направления личностного роста — инстинктивные, метафизические
и личностно-продуктивные, и задача психотерапии в такой ситуации, с одной стороны, способствовать
пробуждению этих тенденций, а с другой — помочь в постановке и достижении индивидуально-
личностных целей, продвижение к которым и приведет к гармонизации личности, более полному и
равновесному созреванию и в конечном итоге — к «развитию характера» и преодолению болезненных
проявлений.
Описанные цели не могут быть достигнуты простым применением каких-либо технических
приемов, поэтому в С. п. п. К. психотерапевтическое воздействие основывается на интуиции.
Предполагается, что психотерапевт владеет различными психотерапевтическими приемами и опирается
на некоторые психолого-динамические правила и категории. Пациент должен осознать и пережить, как
его природно-биологические способности сначала раскрываются, дают импульс психологическим
процессам, а затем вливаются в нравственное и эстетическое творчество.
Сопровождают этот процесс движения 3 основных взаимодополняющих подхода:
1) упражнения — физические и психологические тренировки, духовная и социальная практика,
гипноз и внушение;
2) самопознание — анализ характерологических проявлений и особенностей;
3) положительные переживания и творчество.
Последнему придается большое значение, и этот аспект психотерапии подробнее разработан в С.
Hosted by uCoz