Navigation bar
  Print document Start Previous page
 654 of 825 
Next page End  

родительский и супружеский контексты, что приводило их, с одной стороны, к неудовлетворенности
супружеством, а с другой — к появлению проблем или симптомов у ребенка. Разделение супружеского и
родительского контекстов в процессе психотерапии способствует повышению их эффективности и
компетентности и как супругов, и как родителей. Прародители учатся распознавать границы своей
подсистемы, качество ее функционирования и мотивы, по которым они несогласованно пересекали
внутренние границы; 2) в С. с. п. на всем протяжении присутствуют сбалансированность в
исследовании негативного и позитивного опыта, двухуровневая обратная связь,
психоскульптурирование, семейная психодрама.
4. Завершение психотерапии и отсоединение: 1) сигналом к завершению психотерапии является
достижение сформулированных целей; 2) соблюдение оговоренного временного контакта. После этапа
присоединения (как правило, 1-2 сеанса продолжительностью по 2 часа) участники психотерапии
обговаривают время, необходимое для достижения терапевтических изменений. Минимальное время
для реконструкции семейных отношений — 6 часов (4 сессии), максимальное время С. с. п. — 16 часов
(8 сессий); 3) экологическая проверка — создание членами семьи образа своего будущего. На последнем
занятии членам семьи предлагается представить себя в ряде ситуаций в будущем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается. Последующее обсуждение позволяет определить наиболее
эффективные способы использования ресурсных состояний.
СКИННЕР Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного
бихевиоризма.
С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон-
колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в Гарвардском университете. С 1948 г.
— профессор Гарвардского университета, член Национальной академии наук.
С. выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые
реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает
реакции. У И. П. Павлова, идеи которого оказали влияние на С., реакция возникает в ответ на стимул, т.
е. условный или безусловный раздражитель; в «скиннеровском ящике» животное сначала производит
реакцию, а лишь затем она подкрепляется.
Начиная с 1930 г. С. изучал оперантное поведение животных и предложил ряд оригинальных
приборов и методик. Называя вербальное поведение сугубо человеческим, т. е. имеющим
специфические свойства, С. считал возможным распространить на человека методы, примененные в
экспериментальном исследовании на животных, не подвергая их существенной модификации («Наука и
поведение человека», 1953). Взгляды на природу процесса научения были перенесены затем с
лабораторных условий и воплотились в концепции программированного обучения («Технология
обучения», 1968), охватывающего усвоение речи, обучение в школе. Начиная с 50-х гг. методы
оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику (поведенческая
психотерапия).
В дальнейшем С. разработал идеи управления поведением и создал технологию поведения,
целью которой являлось разрешение социальных проблем и переустройство общества путем
модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Этому посвящена его книга «По ту
сторону свободы и достоинства» (1971), которая была подвергнута критике в разных странах, в том
числе и в нашей. Данная концепция получила название социального бихевиоризма.
В 70-е гг. вышли труды С., обобщающие прежние его идеи: «О бихевиоризме» (1974),
«Автобиография: в 2-х т.» (1976).
Ряд методов поведенческой психотерапии — позитивное подкрепление,
угашение, некоторые
аверсивные приемы — основаны на модели оперантного обусловливания.
СКРЫТОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ. Мысленное представление целевого поведения,
помогающее пациенту изучить реакцию среды на него и натренировать эмоциональный ответ, чтобы в
реальной обстановке не возникло психотравмирующей ситуации. Метод применяется для лечения
фобий, повышенной тревожности, неуверенности в себе. В процедурах С. о. пациенту предлагается
представить то поведение, которое он считает нежелательным, затем его последствия или уменьшение
негативных последствий такого поведения. Существует несколько разновидностей процедур С. о.:
скрытая сенситизация (Cautela J. R., 1967), скрытое подкрепление (Cautela J. R., 1970), скрытая изоляция
(Cautela J. R., 1970), скрытое отрицательное подкрепление (Cautela J. R., 1976), скрытое моделирование
Hosted by uCoz