Navigation bar
  Print document Start Previous page
 669 of 825 
Next page End  

психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова С.
оценивается как реальный клинический факт.
Представляя собой своеобразный психологический защитный механизм, С. обычно отражает реакцию
пациента на болезненное для него прикосновение к зачастую глубоко скрытым или скрываемым им
тягостным переживаниям, а также на перестройку, реконструкцию нарушенных отношений. С.
выражается в общении с врачом в различных формах — в уклонении от обсуждения наиболее важных
проблем и переживаний, в молчании, в переводе разговора на другую тему, в неясности формулировок
проявлений своего заболевания, в отрицательных реакциях на те или иные методы лечения, в юморе, а
иногда даже в излишней податливости и согласии с высказываниями врача без должной их переработки
и т. д. Выраженность С., противодействие психотерапевтическому влиянию в процессе лечения может
изменяться. Оно повышается при несовместимости установок больного и психотерапевтического стиля
врача, при явном игнорировании устойчивых ожиданий пациента, преждевременной интерпретации,
чрезмерных требованиях от него откровенности или активности. Суть всей работы над С. состоит в том,
чтобы помочь пациенту осмыслить и преодолеть свои неосознаваемые усилия вовлечь психотерапевта
в «невротические маневры» и в конечном итоге победить и избежать его влияния. Наряду с
интерпретацией полезным может быть эмпатическое вмешательство, позволяющее пациенту не только
ограничивать С., но и в более оптимальных условиях осознавать его.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Задача С. п. с помощью психотерапевтических
воздействий не только лечить болезни, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические
мероприятия, но и улучшить социальное поведение индивида. При этом не делаются различия между
психически больными, преступниками, лицами с отклонениями в поведении и т. д. Методы
психотерапии рассматриваются как адекватные способы коррекции всех форм отклонений и
делинквентного поведения.
Интерес к С. п. возрастает по мере все большей интеграции психотерапии в различные области
медицины и социальной практики человека. Если иметь в виду такое понятие, как уровни системы
интеграции, то можно говорить об интеграции психотерапии в общество, в медицину, в лечение
болезни с учетом ее биопсихосоциальной сущности и др.
Не вызывает сомнений наличие тесной связи между «социальным» и «медицинским» (в том
числе психическим) здоровьем общества. Пример тому — нынешняя ситуация в нашей стране.
Значительная общественно-политическая трансформация общества у многих людей вызывает чувство
неуверенности, неопределенности, незащищенности, растерянности, ощущение потери опоры, что
выражается в напряженности, а часто и агрессивности. На этом фоне возрастает значение
психотерапевтической службы, ее интеграции в общественную жизнь, что вызвано ростом нервно-
психической напряженности здорового населения, увеличением частоты пограничных нервно-
психических расстройств. Одновременно наблюдается усиление «магического настроя», всплеск
интереса к мистике, оккультизму, возникновение альтернативной психотерапии в невиданных ранее
масштабах. Одна из наиболее популярных ее разновидностей — телевизионная психотерапия (с учетом
возможностей передачи информации одновременно десяткам миллионов людей). В странах западного
типа эту функцию выполняет церковь, стремящаяся к гармонизации общества, преодолению в нем
кризиса веры и укреплению взаимопонимания.
Говоря об интеграции психотерапии в общество, можно вспомнить уже имеющие свою историю
попытки решить его социальные проблемы с помощью поведенческой психотерапии и несколько позже
— гуманистической психотерапии.
Наиболее ярким примером С. п. является проблема «модификации поведения» путем
использования прежде всего поведенческих методов психотерапии, наиболее полно разработанная в
трудах Скиннера (Skinner В. Р.), особенно в его известной книге «По ту сторону свободы и достоинства»
(1971). Однако и до работ Скиннера отрицание Уотсоном (Watson J. В.) и другими бихевиористами
таких понятий, как психические процессы, сознание, мышление, и понимание ими поведения как
определяемого исключительно внешними условиями означало перечеркивание и отрицание
творческого, самостоятельного начала в человеке и в результате приводило к заключению, что
поведением можно руководить и манипулировать. Для этого более всего подходил специально
подготовленный психотерапевт, исполняющий функции «социального инженера» и являющийся
источником наказаний и поощрений.
Hosted by uCoz