Navigation bar
  Print document Start Previous page
 673 of 825 
Next page End  

социальной психологии. Рассматривая С.-п. т. как «психологическое воздействие на уровне группы в
рамках оказания помощи психически здоровым людям» (Петровская Л. А., 1982), они относят к нему
тренинг сенситивности,
группы личностного роста и др. Такое расширение понятия С.-п. т. если и
оправдано методологически (всякий групповой процесс является социально-психологическим
феноменом, методические и технические приемы заимствуют друг у друга различные виды тренинга),
то вряд ли целесообразно, поскольку вносит терминологическую путаницу. Устоявшийся у нас в стране
термин С.-п. т. введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на
приобретение социально-психологического опыта и повышение социально-психологической
компетентности в процессе группового взаимодействия. Групповые методы такой ориентации имеют и
другие названия: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение,
лабораторный тренинг и др. Общая цель С.-п. т. повышение компетентности в сфере общения
конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач,
на которые направлен С.-п. т., он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм
условно можно разделить на 2 больших класса: 1) ориентированные на приобретение и развитие
специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и
др.; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция,
формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности
адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов
группы. Принцип активности, реализующийся в С.-п. т., предполагает не усвоение готовых знаний и
приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения. Другой важный принцип
С.-п. т. —
принцип обратной связи,
на котором строится приобретение нового перцептивного,
эмоционального и когнитивного опыта. В практике С.-п.т. эмпирически выделены условия, являющиеся
необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный
характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и
получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы. С.-п. т. проводится в группах по 8-12
человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычно цикл занятий
рассчитан на 30-50 часов, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от
характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-
24 часов) не позволяют в полной мере реализовать программу С.-п. т. и снижают его эффективность.
Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня (со средней продолжительностью каждого занятия 3
часа). Но более эффективной формой организации работы является марафон (несколько занятий подряд
по 8-10 часов). В процессе С.-п. т. применяются различные методические приемы: групповая дискуссия
(базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др. Использование в ходе
занятий видеозаписи существенно повышает эффективность С.-п. т., предоставляя участникам наряду с
обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.
С.-п. т. получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки
специалистов различного профиля — руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников
торговли и др. Подготовка специалистов в области психотерапии, предполагающая использование
активных методов обучения в групповых формах, также включает С.-п. т. Компетентность в общении
является одним из существенных компонентов успешной профессиональной деятельности
психотерапевта. Умение установить эмоциональный контакт, организовать пространство общения,
идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создать
благоприятный «климат общения», выслушать и понять пациента, контролировать собственное
экспрессивное поведение (позу, мимику, жестикуляцию), аргументированно высказать свою точку
зрения, разрешать конфликтные, проблемные ситуации — таков неполный перечень необходимых
психотерапевту навыков. Овладение ими и приобретение опыта более эффективного их применения на
практике и является задачами С.-п. т. для психотерапевтов. На групповых занятиях с помощью ролевых
игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые в общении с пациентом, приобретается
опыт ведения клинической беседы, осуществляется коррекция эмоционального состояния. Не менее
важная задача С.-п. т., проводимого в системе подготовки психотерапевтов, — выявление
поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы. Очевидно, что стереотипы,
Hosted by uCoz