Navigation bar
  Print document Start Previous page
 676 of 825 
Next page End  

Руководитель определяет
индивидуальные задачи и
партнеров для работы
Определение задачи и выбор
партнеров для их решения — руководства
дело группы
Руководитель устраняется от
Руководитель «субъективно»
хвалит или критикует
отдельных участников,
оставаясь в стороне от участия
в групповом процессе
Руководитель «объективно»
хвалит и критикует членов
группы, постоянно стараясь быть
участником группы
Руководитель редко комментирует
действия участников и не пытается
оценивать или регулировать ход
событий
На групповых психотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в плане
конкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны,
преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с определенными
теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, индивидуальные особенности характера
психотерапевта могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на
человеческую природу.
В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений,
касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор (McGregor H., 1960) постулировал теорию X
и теорию Y.
Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся
избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и
направляют себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе, центрированной на
руководителей, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих
конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.
Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько
руководитель должен принимать участие в группе. Бах (Bach G., 1954) считает, что структурированный
подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и
участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возможность
сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические
исследования дают основание полагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее
структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе
ориентация (Goldstein A. et al., 1966).
В психотерапевтических группах руководители обычно играют четыре основные роли: эксперта,
катализатора, дирижера, эталонного участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом групповом
взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно
возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в целом. Функция
руководителя по прояснению смысла трансакций (называемых «процессом») может варьировать от
комментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актов и их
последствий — до более сложных рассуждений о направленности, мотивации и паттернах сходства
между поведением участников в группе («здесь и теперь») и за пределами группы («когда-то и там»), во
внешнем мире (Yalom I., 1975). Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить
свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других, и в конечном счете понять, как оно
влияет на содержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако если руководитель
чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются
групповые процессы и психотерапевтическая группа становится похожей на класс. В этом контексте
групповому психотерапевту следует оптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в
известном смысле) сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного,
демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия на пациента в
психотерапевтической группе относят следующие (Кратохвил С., Ташлыков В. А., 1983).
1. Молчание: руководитель молчит.
2.
Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающему фактору.
Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, являются делом
группы. Этот способ включает 2 вида реакций: незаметный отказ от руководства и энергичное
Hosted by uCoz