Navigation bar
  Print document Start Previous page
 682 of 825 
Next page End  

7) оптимизация успеха, мероприятия, предотвращающие возвращение назад, и завершение
вмешательства.
К специальным методам саморегулирования относятся: изменение разговоров с самим собой
(Meichenbaum D., 1973), коррекция и поддержание поведения посредством самовыработанных стимулов
и усилителей (в частности, путем самоштрафования, например прием тетурама при алкоголизме) и
договоров с самим собой.
Понятие «самоинструкция» (или «самовербализация») означает, что речь может быть осознанно
использована как средство планирования и регулирования профилактического поведения, связанного со
здоровьем. Самоинструкции могут быть исследованы на предмет их влияния на ошибочное поведение.
Дисфункциональное поведение может возникнуть в результате: а) недостатка самоинструкций и б)
несоразмерных, неправильных самоинструкций. Самовербализации, примененные при тренинге
импульсивных детей, имели своей целью описать способы поведения, понять требования к задачам и
пошагово управлять поведением и контролировать его. Самоинструкциями возводится мост между
готовностью к определенному поведению и его осуществлением. В тренинговой программе участники
разрабатывали примеры для самоинструкций в различных повседневных ситуациях, вызывающих
трудности. Модифицированные самоинструкции помогают научить участников различать проблемное и
эмоционально-ориентированное разрешение задач, что является, согласно Новако (Novako R. W., 1976),
эффективнейшим компонентом программы вмешательства. Посредством внутренних монологов,
инструкций, направленных на себя, создается ощущение личного контроля. Если позитивные
самоинструкции должны обусловить конструктивные поведенческие решения, предшествующим
становится анализ поведения, ведущего к риску. Если личность распознает, что предварительные
инструкции усиливали поведение, ведущее к риску, то можно применить альтернативные
самоинструкции, обусловливающие здоровое поведение. Способом поведенческого и когнитивного
анализа дисфункциональных самоинструкций служит прежде всего самонаблюдение с незначительной,
а позднее и с высокой степенью структурирования. Модификация несоразмерных самоинструкций
требует ментального тренинга с помощью когнитивного переструктурирования (Beck А. Т., 1976).
Психотерапевт помогает обдумать желаемое поведение и потренироваться в ролевой игре. Пошаговая
трансформация в реальность осуществляется в большинстве случаев в виде ступенчатых домашних
заданий. Самоинструкции представляют сегодня центральную составную часть когнитивно-
ориентированной модификации поведения, в особенности при скрытых поведенческих побуждениях,
когнитивном переструктурировании и различных методах разрядки. Использование самоинструкций
было позднее интегрировано в концепцию иммунитета к стрессу и методику прививки против стресса
(Meichenbaum D., 1985, 1991).
Для изменения относящегося к стрессу копингового поведения применяются и другие методы,
эффективность которых частично проверена. Прежде всего это способы разрядки, контроль стимулов,
различные формы скрытого обусловливания или биологическая обратная связь и др. Обычно в терапии
применяются несколько методов по отдельности или комплексно.
СТРЕССОПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛИЗМА («КОДИРОВАНИЕ») ДОВЖЕНКО.
Суггестивный метод лечения больных алкоголизмом, сущность которого состоит в создании стойкой
психологической установки на длительное воздержание от алкоголя. Такая установка создается путем
применения комплекса психотерапевтических приемов и подходов, «материализованных посредством
физиогенных (стрессовых) воздействий, направленных на активизацию эмоциогенных механизмов
мозга» и инстинкта самосохранения (Довженко А. Р., 1982).
Применение метода предусматривает определенную этапность. На первом, вводном этапе
формируется и укрепляется установка на лечение; доверие к методу; убежденность больного в
безусловно положительном результате лечебного эффекта. Для решения этих задач применяется
косвенное (опосредованное) внушение,
используются механизмы психической индукции и
сенсибилизации. Задачи второго этапа — актуализация инстинкта самосохранения, снятие
«анозогнозической инертности», формирование «культа личности» врача-психотерапевта, иллюстрация
его «исключительных волевых способностей», объяснение механизма положительного эффекта
проводимой терапии, подготовка больных к следующему этапу лечения. На этой стадии проводятся
групповые занятия в течение 1,5-2 часов с последовательным применением ряда психотерапевтических
Hosted by uCoz