Navigation bar
  Print document Start Previous page
 690 of 825 
Next page End  

самовосприятия (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их
влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности); 2)
теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические,
практические и личностные установки и особенности определяют позицию психотерапевта в его
профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические
и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических
приемов; 3) взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками С.); 4) формальные и
организационные вопросы психотерапевтической практики (место психотерапии в системе лечения,
взаимоотношения с коллегами и вышестоящими лицами); 5) отношения с пациентом (проблемы
обособления, изоляции, зависимости, переноса, ряд других характерных для супервизируемого аспектов
его профессиональной деятельности).
С. может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная С.
предполагает работу с одним супервизируемым. Важным условием в индивидуальной С. является
высокая степень идентификации и непосредственная включенность супервизора в работу
супервизируемого. При этом, однако, существует опасность возникновения зависимости
супервизируемого от супервизора, что предъявляет к последнему определенные требования в плане
следования конкретным задачам С. как формы консультирования в целях обучения и, что особенно
нужно иметь в виду, при обсуждении более личных, глубинных проблем супервизируемого. Групповая
С. предполагает работу одного супервизора одновременно с несколькими супервизируемыми (обычно
4-7 человек). Преимущество этой формы в том, что в группе представлен более широкий опыт
психотерапевтической практики, имеется обратная связь,
а это способствует развитию действенной
профессиональной идентичности. Положительно влияет на групповую форму С. совместимость личных
и профессиональных проблем ее участников с актуальной групповой ситуацией и групповой динамикой.
Вариантом групповой С. является работа в так называемых неструктурированных группах, в которых
супервизируемые попеременно выступают в роли супервизора. Такие взаимные консультации в кругу
коллег предполагают достаточный опыт практической работы и высокую степень самоконтроля ее
участников.
С. используется в процессе подготовки и повышения квалификации индивидуальных, групповых
и семейных психотерапевтов в различных психотерапевтических направлениях и школах.
СУПЕРВИЗОР. Специально подготовленный психотерапевт, осуществляющий супервизию.
Основная функция С. заключается в консультировании обучающегося психотерапевта, предоставлении
ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное
поведение. Содержание работы С. определяется пониманием супервизии как формы консультирования
и соответственно позиции С. как позиции консультанта, отличающейся от позиции учителя,
контролера. Важной проблемой для С. является проблема соблюдения дистанции с супервизируемым,
которая должна определяться исходя из задач супервизии. В ряде стран существует система подготовки
С. в специальных школах, а также система подготовки С. второго порядка (С. для С.)
СУППОРТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Часто описывается как особый вид поддерживающей
психоаналитической психотерапии,
хотя это понятие имеет более широкое значение — психотерапия
различных направлений поддерживающего характера.
В отличие от других видов психоаналитической терапии, которые ориентированы на изменения,
С. п. стремится помочь пациенту восстановить его оптимальный уровень функционирования в
прошлом, принимая во внимание все ограничения, связанные с заболеванием, способностями,
биологическими данными и жизненными обстоятельствами (Ursano R. J. et al., 1991). С. п. предоставляет
поддержку и помощь личности такой, какая она есть. В этом случае отсутствует глубокий анализ
личностных проблем. С. п. часто носит вспомогательный характер, содействуя другому, основному
лечению.
Пациенты, с которыми проводится С. п., разделяются на 2 категории: 1) хорошо адаптированные
к жизни, но состояние здоровья которых пошатнулось из-за каких-то чрезвычайных жизненных
ситуаций; 2) страдающие серьезными психическими заболеваниями или имеющие хронические
проблемы в связи со значительным дефицитом в функционировании «Я». Совершенно здоровый
пациент может в какой-то момент пострадать от избытка нахлынувших чувств, но не утрачивает своих
Hosted by uCoz