Navigation bar
  Print document Start Previous page
 698 of 825 
Next page End  

«ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу
которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной
категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна
в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с
мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения,
напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»),
активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные
варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать
поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие
выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление
негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению
положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают
глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий
постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими
проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в
процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются
методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это
только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный
подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть
организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит
от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в
каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и
способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ
функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным)
использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения.
Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут
улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По
убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно
неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что
неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия
без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько
исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод
Александера основан на двух фундаментальных принципах — принципе торможения и принципе
директивы. Торможение — это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал,
что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную
инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти
более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие
директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело
смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между
головой и шеей. «Первичный контроль» — описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела — главный
рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление
телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только
естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному
состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен
уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться
сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение,
при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что
только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный
вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного
Hosted by uCoz