Navigation bar
  Print document Start Previous page
 706 of 825 
Next page End  

поведения психотерапевт обращается к метафоре, по отдельным формальным признакам сходной с
предъявляемой проблемой.
Однако во всех указанных подходах применение метафор является интуитивным процессом и
либо используются уже готовые метафорические элементы, либо они выступают в качестве таковых
случайно. В Т. п. н. м. разрабатываются подходы к применению в психотерапевтической практике более
сложных метафор, которые конструируются осознанно, под конкретный случай и конкретную
терапевтическую ситуацию.
Существует понятие формальной метафоры — специально созданные для пациента истории, в
которых не имеют значения форма, действующие лица и пр., а важно, чтобы метафора сохраняла в себе
отношения, имеющие место в проблемной ситуации пациента; этим создаются предпосылки для
решения данной проблемы. Эффективная метафора, в отличие от формальной (структурно-
эквивалентной проблемы), имеет также и специфические характеристики. К ним относится
достаточность метафоры, т. е. добавляются необходимые «модальные тонкости», увеличивающие ее
значимость, использование различных систем репрезентации — визуальной, аудиальной и тактильной.
Другим отличием эффективной метафоры от формальной является расширение и гиперболизация и
персонажей, и действий. Третьим преимуществом эффективной метафоры является требование к ее
законченности, т. е. презентация проблемы на различных уровнях — вовлеченные лица, динамика
ситуации, лингвистические особенности, модели коммуникации, системы репрезентации, применение
субмодальных элементов.
Выделяют также естественные метафоры (применяемые психотерапевтом) и сконструированные
(созданные психотерапевтом). Признанным мастером применения естественных метафор в
психотерапии считается Эриксон (Erickson М. Н.).
Его ученики К. Лэнктон и С. Лэнктон (Lankton С., Lankton S.) свою книгу «Волшебные истории:
ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей» посвятили использованию
сконструированных для разных лечебных целей метафор.
При конструировании метафор учитывается заказ пациента. На следующем этапе выбираются
персонажи, имеющие проблемную ситуацию, аналогичную реальной, и вступающие во взаимодействие,
сходное с взаимодействием реальных участников проблемной ситуации. На этапе кульминации в
метафоре проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и обозначается безвыходность
последней. На заключительном этапе формулируется выход из проблемной ситуации, который и должен
нацелить пациента на решение реальной проблемы. Необходимым требованием к формулированию
выхода из имеющихся трудностей является сходство выхода с поведением, демонстрировавшимся
пациентом в других ситуациях, обобщенность рекомендаций, что дает пациенту возможность
воспользоваться своими уникальными средствами и опытом. Выход в метафоре в большей степени
представляет собой побуждение к решению проблемы, чем способ решения проблемы, и одновременно
формирует оптимистический взгляд на наличие самой возможности преодоления ситуации. Этим
терапевтическая метафора значительно отличается от совета, который содержит рекомендации к
разрешению ситуации с позиции опыта самого психотерапевта.
Ниже приводится пример из книги «Терапевтические метафоры: оказание помощи другим с
использованием зеркала». В ходе семейной психотерапии обсуждалась проблема благополучной семьи,
в которой отец много времени тратил на работу и часто приходил домой поздно. Сын попал в
неприятную историю, а мать, пытаясь сгладить ситуацию, покрывала сына и не сообщала о его
неприглядном поступке отцу. Отец все же узнал о случившемся, пришел в ярость и ушел из дома. Семья
переживает кризис. Психотерапевт рассказал следующую историю. На корабле была некогда дружная
команда — капитан, 1-й помощник и юнга (в обсуждаемой ситуации — отец, мать и сын). Капитан
часто закрывался в рубке и занимался планированием маршрута корабля (отец часто приходил поздно).
Юнга по неопытности поставил не те паруса, и корабль сбился с курса (сын попал в неприятную
историю, и в семье возник конфликт), 1-й помощник поправляет юнгу и скрывает этот эпизод от
капитана (мать покрывает сына). Капитан узнает, что были поставлены не те паруса, и приходит в
ярость, поскольку его не известили об этом, и уходит в рубку (отец узнает о случившемся и уходит из
дома). Далее в метафоре в обобщенной форме сообщается, что вся команда вместе с капитаном все-таки
находит выход из трудной ситуации (фактически создается мотивация к совместному решению
Hosted by uCoz