Navigation bar
  Print document Start Previous page
 709 of 825 
Next page End  

желаемые акции (еда, прогулка, разговор и др.). Айллон (Ayllon Т., 1965), Ферветер (Fairweather G.W.,
1969) описывали целые группы пациентов, которых удалось таким образом соориентировать на
внешние требования и вернуть к жизни вне психиатрического стационара. Позднее были определены
принципы построения модели Т. с., исходя из теории научения (Пол и др. (Paul G. L. et al.)). Эти
принципы формулировались как «законы»: закон участия (новым способам поведения тем лучше можно
обучиться, чем больше и чаще они используются самостоятельно), закон эффективности (новые способы
поведения тем чаще применяются, чем они эффективнее) и др. Программа социального научения,
разработанная этими авторами, содержит также различные приемы модификации поведения.
4. Интегративная модель. Критическая реакция на концепцию терапевтического сообщества как
на идеалистически-утопическую впоследствии распространилась и на практически-технические
аспекты терапии, построенной в соответствии с этой теорией. Сформировались взгляды, хотя и
поддерживающие принципиальные позиции Т. с., но предъявляющие требования к их дальнейшей
разработке и развитию. Так, Гандерсон (Gunderson J. G., 1978) отмечал, что тот или иной тип среды
(«контроль», «поддержка», «структурирование», «активное участие») может иметь свои преимущества и
недостатки для различных популяций пациентов. Другие авторы указывали, что потребности в среде у
отдельных пациентов различны на разных этапах болезни и в соответствии с этим должны
определяться типы среды: структурирующая — в кризисной фазе болезни, уравновешивающая — в
острой фазе, воодушевляющая (одобряющая) — на стадии реабилитации, рефлексирующая — в
интенсивной стационарной психотерапии, заботящаяся — в лечении хронических больных. Эти типы
Т. с. позволяют осуществлять оперативное вмешательство, руководствуясь групповыми принципами
(участие, коммуникация, социальное научение и др.).
Таким образом, в подходе к организации Т. с. в настоящее время существуют 2 основные
тенденции. Первая направлена на отказ от универсальной модели среды и создание системы
специализированных терапевтических сред, обеспечивающих переход больного из одной среды в
другую по мере изменения его психопатологического и личностного статуса. Вторая, противоположная
тенденция состоит в разработке гибких, пластичных, полифункциональных сред, объединяющих в себе
достоинства самых разнообразных видов лечения. Эффективность Т. с. обеспечивается различными
факторами:
1) демократической выработкой решений и распределением ответственности;
2) ясностью терапевтических программ, ролей и лидерства;
3) высоким уровнем взаимодействия между персоналом и пациентами;
4) малым размером отделений;
5) позитивными ожиданиями персонала;
6) высоким моральным уровнем персонала;
7) практической проблемной ориентацией лечебного коллектива.
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ БУРНО. Разработана М. Е. Бурно (1989,
1990) и предназначена главным образом для пациентов с дефензивными расстройствами без острых
психотических нарушений (т. е. с тягостным переживанием своей неполноценности). Это довольно
сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) метод. М. Е. Бурно (1993) предложил также методику
краткосрочной терапии творческим рисунком.
Название Т. т. с. Б. указывает на связь этого метода с терапией творчеством (creative therapy, arts
therapy), но одновременно автор отмечает и его своеобразие: 1) проникнут тонким клиницизмом, т.е.
сообразуется с клинической картиной и проявляющимися в ней защитными силами пациента; 2)
направлен на обучение больного приемам целебного творческого самовыражения с осознанием
общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Цель метода — помочь больному
раскрыть свои творческие возможности вообще, и прежде всего в своей профессии. Метод —
практическое выражение концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова, возвышающей,
одухотворяющей личность, обращенной к духовным ее компонентам.
Т. т. с. Б. возникла на базе многолетней работы автора с пациентами, страдающими психопатией
и малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями (пассивно-оборонительным
реагированием, тревожным переживанием своей неполноценности). Имеется также опыт ее
использования при алкоголизме, семейных конфликтах как в лечебных, так и в психогигиенических и
Hosted by uCoz