Navigation bar
  Print document Start Previous page
 716 of 825 
Next page End  

или социальные работники.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. Создателем Т. а. является американский психиатр Берн (Berne E.).
Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной
позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его
близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах,
которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего
бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе
пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих
принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя
из собственных потребностей и возможностей.
Т. а. включает в себя:
1) структурный анализ — анализ структуры личности;
2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу
(выигрышу);
4) анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человек
невольно следует.
Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель (Экстеропсихе),
Ребенок (Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли,
исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые
актуальной ситуацией. Родитель — это информация, полученная в детстве от родителей и других
авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты —
информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. С одной
стороны, это набор полезных, проверенных временем правил, с другой — вместилище предрассудков и
предубеждений. Родитель может выступать в виде Контролирующего Родителя (запреты, санкции) и
Заботящегося Родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по
таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». К другим вербальным характеристикам относятся
поучающие, оценивающие, поддерживающие или критические замечания типа «всегда», «никогда»,
«прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем
месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическим признаком Родителя является
нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки,
постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по
голове и т. п.
Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах.
Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность,
непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим
чертам Естественный Ребенок приобретает большую ценность, независимо от возраста человека: он
придает человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный Ребенок не только обаятелен, но и капризен,
обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный
Ребенок — это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не
позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного
Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении со значимыми
лицами, робость, стыдливость. Разновидностью Адаптированного Ребенка является Бунтующий (против
Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину.
Ребенок диагностируется в Т. а. на основании высказываний, выражающих чувства, желания,
опасения: «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело».
К невербальным характеристикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор,
хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.
Взрослое Я-состояние — это способность индивида объективно оценивать действительность по
информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые,
адекватные ситуации решения. Если Родитель — это преподанная концепция жизни, а Ребенок —
концепция жизни через чувства, то Взрослый — это концепция жизни через мышление, основанная на
Hosted by uCoz