Navigation bar
  Print document Start Previous page
 718 of 825 
Next page End  

позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве.
Понятие психологической позиции является одним из основных в Т. а. Известным
пропагандистом Т. а. стал психиатр Харрис (Harris Т. А.) благодаря своей книге «Я о'кей — ты о'кей».
Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе Т. а. Харрис
различает 4, а Инглиш (English F.) — 5 основных позиций.
Первая позиция: «я о'кей — ты о'кей». Эта позиция полного довольства и принятия других может
быть определена как гармоничная, или симбиотическая, и соответствует положению эмбриона в чреве
матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о'кей). Позиция может поддерживаться
между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет
оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные
переживания.
Вторая позиция: «я не о'кей — ты не о'кей». Если ребенок в начале своей жизни окружен
вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему
радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о'кей). Жизнь утрачивает
позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к
убеждению: «Жизнь ничего не стоит».
Третья позиция: «я не о'кей — ты о'кей». Очень скоро ребенок начинает переживать, что он
маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его
взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если
же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению
сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: «Моя
жизнь ничего не стоит».
Четвертая позиция: «я о'кей — ты не о'кей». Если ребенка «не поглаживают», плохо с ним
обращаются, то он приходит к заключению: «Только я один могу защитить себя, только я один хороший,
а другие — плохие». Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к
криминальной ситуации: «Ваша жизнь немногого стоит».
Пятая позиция: «я о'кей — ты о'кей». Это реалистическая позиция. Она не основывается на
ранних детских решениях, а выбирается осознанно. К ней человек приходит через жизненный опыт,
посредством переоценки ценностей, через мораль и философию. В этой позиции никто не проигрывает,
а каждый по-своему приходит к своей победе: «Жизнь стоит того, чтобы жить».
Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении
другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы
стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая
позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют
жизненный сценарий. Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает 2
позиции: «Я ничего не стою» (я не о'кей) и «Мужчины — это животные, которые будут обижать меня»
(мужчины не о'кей). Исходя из этого, она выбирает людей, которые играют определенные роли,
соответствующие ее жизненному сценарию. Так, она выходит замуж за «животное», к тому же
алкоголика. В дополнение к этому на людях она играет в игру «Насильник»: привлекая мужчину беседой,
пытается его соблазнить; если же он не поддается на это, она с возмущением отвергает его, еще раз
убеждаясь, что «мужчины — это животные, которые хотят обидеть» ее (коллекционирование «любимых
чувств»).
Сценарий — это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена
играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское Я-состояние через
трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются
частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий.
Анализ его является основной целью Т. а. По Берну, почти вся человеческая деятельность
запрограммирована жизненным сценарием, начинающимся в раннем детстве. Первоначально сценарий
пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве — «я о'кей», «я не о'кей», — записываются
невербально), затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут
относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник, ты никогда ничего
не достигнешь»), а могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предписывается
Hosted by uCoz