Navigation bar
  Print document Start Previous page
 730 of 825 
Next page End  

психотерапевты или психологи «не останавливают» групповую динамику. По этой классификации
группа движется от состояния зависимости от формального лидера, через конфронтацию и возможность
отвечать за качество принимаемых решений к решению индивидуальных и групповых целей, от
жесткого (привычного) ролевого поведения к гибкому ролевому поведению, к открытому аутентичному
(безролевому) поведению. Групповая динамика свойственна всем свободно развивающимся группам,
однако не во всех вариантах ориентации Т. г. считается полезной. Кроме указанного можно отметить и
другие варианты развития группы и поведения участников. Примером иной формы динамики является
процесс развития саморефлексии и самоанализа, ассоциативного и образного осмысления собственных
целей и экзистенциального опыта в группах так называемого экзистенциального тренинга (Kociunas R.,
1991).
Третьим направлением в развитии Т. г. можно считать недирективный подход Роджерса (Rogers
С. R.) и его последователей, считавших, что терапия или консультирование, центрированные на
клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными
конфликтами. Поведение руководителя является либеральным, недирективным, направленным на
взаимодействие участников группы. Роджерс рассматривал руководителя группы как равного партнера
для других участников, формирующего спонтанное взаимодействие «Я — Ты», не обремененное
традиционными правилами и ограничениями. Новаторство этого подхода заключалось в использовании
группового опыта для разрешения трудностей отдельных участников (так называемые группы встреч).
В современных Т. г. в том или ином виде сосуществуют указанные подходы, в разной мере
акцентируя основные тенденции, что позволяет условно разделять их по направленности терапии:
терапия в группе, терапия группы и терапия группой.
Таким образом, Т. г. — это сложный и многообразный феномен, для адекватного использования
возможностей которого необходим большой групповой опыт и специальная подготовка руководителей
Т. г.
См. также Лабораторный тренинг, Обучение в области психотерапии, Тренинг.
ТРИАДА РОДЖЕРСА. Роджерс (Rogers С. R.), автор клиент-центрированной психотерапии,
указывает на необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, которые в целом
достаточны независимы от частных характеристик самого пациента. Среди них он называет 3 условия,
относящиеся к личности психотерапевта.
1. Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом.
Конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта означает необходимость правильной
символизации психотерапевтом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые
события, так и феномены, представленные в сознании (все, что потенциально доступно сознанию) и
относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость
опыту означает, что каждый стимул, внутренний или из внешней среды, не искажается защитным
механизмом (как относительно эмоциональной окраски, так и относительно воспринимаемого
значения). Форма, цвет или звук из окружающей среды, или следы памяти из прошлого, или
висцеральные ощущения, страх, наслаждение, отвращение и т. д. — все это вполне доступно для
индивидуального сознания. Осознание — это символическая репрезентация, не обязательно в виде
вербальных символов, некоторой части опыта.
Когда Я-переживание (т. е. информация о воздействии сенсорных или висцеральных событий в
данный момент) символизируется правильно и включается в Я-концепцию (представление о себе
самом), тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У личности, открытой для опыта, Я-
концепция символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психотерапевт переживает
угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает лишь принятие и понимание, то он не будет
конгруэнтен в данных отношениях и психотерапия не будет полноценной. Не следует ожидать от
психотерапевта, чтобы он всегда был конгруэнтной личностью. Достаточно, чтобы каждый раз при
непосредственных отношениях с определенным индивидом он целиком и полностью был бы самим
собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и
интегрированными.
2. Психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту.
Обычно в определение положительной оценки входят такие понятия, как сердечность,
Hosted by uCoz