Navigation bar
  Print document Start Previous page
 736 of 825 
Next page End  

при этом часто провоцируется преждевременная, психотерапевтически бесполезная (а иногда и
вредная) концентрация внимания группы на одном из участников (поиски «козла отпущения»).
Конфронтация с психотерапевтом более эффективна для развития группы (и менее травматична для
пациентов), так как способствует выработке групповых норм в более сжатые сроки, позволяет группе
приобрести за счет психотерапевта опыт преодоления сложных ситуаций и страха перед негативными
эмоциями. Именно выражение и вербализация негативных эмоций представляют для пациентов особую
трудность, блокируют их, так как больные боятся превратиться из субъекта агрессии в ее объект.
Поэтому гораздо менее травматичным для пациентов является приобретение опыта на материале, где
объектом негативных чувств является психотерапевт, который к тому же способен продемонстрировать
конструктивный путь выхода из подобной ситуации. Напряжение в этой фазе должно полностью
контролироваться психотерапевтом и определяться как общегрупповой ситуацией, так и
индивидуальными особенностями членов группы и самого психотерапевта, а также его
профессиональным опытом. От степени интенсивности фазы и конструктивности ее переработки во
многом зависит дальнейший психотерапевтический потенциал группы. Недостаточная проработанность
этой фазы, а тем более ее игнорирование существенно влияют на ход группового процесса и
периодически могут блокировать групповую активность, особенно при появлении в группе новых,
более сложных и напряженных проблем. Завершением этого периода считают открытое выражение
чувства к психотерапевту и анализ их причин. В литературе эта фаза обозначается как «фаза
растормаживания агрессивности», «фаза борьбы», «фаза конфликта между членами группы и
формальным лидером», «фаза бунта в отношении психотерапевта».
Третья Ф. р. п. г. характеризуется процессом структурирования группы, консолидацией ее норм,
целей и ценностей. Проявляются активность, самостоятельность и ответственность каждого члена за
себя самого, других участников и группы в целом. Формируется групповая сплоченность — важнейшее
условие эффективности психотерапевтической группы.
Совместная деятельность по разрешению
кризисной ситуации, в которой большинство пациентов испытывали похожие чувства и которую
решали сходным путем, совместная выработка групповых норм делают для пациента более
естественным процесс принятия «групповой культуры». Таким образом, у больного развивается чувство
принадлежности к группе, ответственность за ее работу. В ответ пациент получает признание группы,
что оказывает влияние на степень самоуважения и принятия пациентом самого себя. В свою очередь,
это повышает привлекательность группы для каждого отдельного пациента и способствует дальнейшему
развитию групповой сплоченности. В литературе эта фаза называется «фазой развития сплоченности»,
«фазой развития сотрудничества», «фазой выработки групповых норм», «фазой взаимного распределения
функций».
Четвертая Ф. р. п. г. представляет собой фазу активно работающей группы. Возникшие в
предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников друг в друге, эмоциональная
поддержка, искренность, спонтанность создают возможности для развития процесса, направленного на
решение собственно психотерапевтических задач. Для этого периода характерно принятие решений и
использование приобретенного опыта во внеклинических ситуациях. В литературе эту фазу обозначают
как «рабочую фазу», «фазу развития», «фазу целенаправленной деятельности», «фазу изменения
отношений и установок», «фазу выработки новых ценностей».
В зависимости от специфики конкретной группы указанные фазы могут иметь различную
продолжительность, однако в целом первые две занимают обычно от 20 до 30% времени работы
психотерапевтической группы.
ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. Ответить на вопрос о том, какие
факторы определяют лечебное действие того или иного метода психотерапии — значит приблизиться к
управлению процессом психотерапии. Для выделения наиболее значимых Ф. л. д. п. использовались
три подхода: исследование представлений пациентов о том, чем помог им данный метод психотерапии;
исследование оценок психотерапевтов, проводящих лечение; исследование заключений независимых
экспертов, не вовлеченных в психотерапевтический процесс.
Выделение тех или иных факторов в значительной степени определяется теоретическими
взглядами исследователей. Поэтому в рамках каждого из основных направлений подчеркивается роль
различных Ф. л. д. п. Основные Ф. л. д. п. целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя
Hosted by uCoz