Navigation bar
  Print document Start Previous page
 754 of 825 
Next page End  

самостоятельная техника. Часто человек зафиксирован в одной из позиций, и переживание с других
позиций может раскрыть для него всю суть обсуждаемой проблемы. Проводя диалог с пациентом,
можно использовать позиции восприятия просто как еще один источник возможных вопросов. Позиции
восприятия особенно полезны, когда ясно, что больной воспринимает психотравмирующую (или
наиболее значимую для него) ситуацию только с одной позиции. И особенно, когда эта одна позиция
ограничена.
П.: «Мне приходится очень тяжело, потому что мой муж взваливает на меня воспитание детей».
Т.: «Что при этом чувствует ваш муж?» (1П->2П)
П.: «Он опять обвинял меня, и мы громко спорили».
Т.: «Как вы думаете, что слышали те, кто был рядом?» (1П->3П)
Смена позиций восприятия входит в некоторые техники психотерапии как часть процедуры.
Переживание проблемы с разных точек зрения основано на той же идее. Если пациент увидит,
почувствует свою проблему с разных позиций, то он обязательно осознает ее психологические
механизмы и сумеет справиться с ней.
Психотерапия — это серия завершенных циклов, циклов, последовательности действий.
Психотерапевту нужно хорошо владеть проведением циклов. Он должен уметь открывать тему,
продолжать или повторять технику, пока она необходима, и завершать тему. Кроме того, психотерапевт
должен быть достаточно наблюдательным, чтобы замечать, когда пациент уходит от темы, и
обязательно возвращаться к исходной теме. Психотерапия — нелинейный процесс, несколько тем могут
быть актуальными одновременно, поэтому психотерапевт должен отслеживать, какие циклы еще
открыть, и по возможности закрывать их. Важно, чтобы специалист ориентировался на конечные
результаты и учитывал, что циклы психотерапевта и циклы пациента — совсем не одно и то же.
Психотерапевту нужно заканчивать начатые действия: если он приступил к какому-то действию, то
должен закончить его, если, конечно, не появляется какое-то более эффективное. Но так или иначе ему
следует доводить до конца свои действия. А пациенту часто полезно начать неограниченный цикл, т. е.
наметить ему новое положительное направление. Этот цикл будет продолжаться и завершится в
будущем. Закрытие такого цикла может ограничить результаты до рамок данного сеанса, что не
обязательно. Но тем не менее это значит, что психотерапевт заканчивает действие, предоставив новое
направление пациенту. Для специалиста это закрытый цикл, успешно завершенное действие, для
пациента — начало, которое будет продолжаться в дальнейшей жизни (см. Когнитивная психотерапия,
Аргументативный дискурс в психотерапии, Убеждение).
_Ч_
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА. Разрабатывает психоаналитический подход к психосоматическим
расстройствам, подчеркивая значение эмоциональных факторов в возникновении соматического
заболевания и особую роль в создании терапевтической программы.
Термин «психосоматический» принадлежит профессору психиатрии Лейпцигского университета
Хайнроту (Heinroth J.), который ввел его в научный обиход в 1818 г. Интерес к проблеме
психосоматических соотношений проявляли видные философы прошлого: Платон, Декарт, Лейбниц,
Бэкон и др. Платон писал: «Лечение многих заболеваний неизвестно врачам, потому что они
игнорируют целое, которое должны также изучать. Частям не может быть хорошо, если не хорошо
целому». Роль психики, особенностей характера больного человека подчеркивали также Сократ и
Гиппократ.
Психосоматическая медицина исторически и географически имеет 2 источника. Первый —
изучение роли психосоциальных факторов в патогенезе заболеваний, проводимое в Германии после
Первой мировой войны, второй связан с психиатрически-психоаналитическим направлением в США,
на возникновение которого решающим образом повлияли выехавшие из фашистской Германии
психоаналитики.
Психосоматическое движение началось в Германии и Австрии в 20-30-х гг. нашего столетия как
реакция на технизацию медицины и опиралось на работы Ч. Дарвина, К. Бернара, В. Кэннона о
Hosted by uCoz