Navigation bar
  Print document Start Previous page
 763 of 825 
Next page End  

идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее
многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности
ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом
пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»). На основании этого
Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни
общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл психотерапевтической работы
усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности. Им были выделены 8 стадий
человеческой жизни:
1) доверие — недоверие (1 год);
2) самостоятельность — нерешительность (2-3 года);
3) предприимчивость и чувство вины (4-5 лет);
4) умелость и неполноценность (6-11 лет);
5) идентификация личности и путаница ролей (12-18 лет);
6) близость и одиночество (начало зрелости);
7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);
8) цельность и безнадежность (после окончания основной работы жизни).
С точки зрения Эго-психологии индивид рассматривается с позиций способности к адаптации,
испытанию реальностью, к защите и их использованию в клинической ситуации и жизни вообще, для
того чтобы обратить внимание на внутренний мир побуждений, чувств и фантазий и внешний мир
реальных требований. Способности к адаптации, испытанию реальностью и защите в своем
эволюционном развитии рассматриваются как медленно достигаемые и формируемые со временем. В то
время как исторически большинство Эго-концепций развивались из психологии влечений —
конфликтов и оставались тесно связанными с ней посредством концепций защиты от влечений, работа
Хартманна (1939) перенесла акцент на адаптацию к «среднему ожидаемому окружению». Концепция
развития функционирования «Я» использовалась также для выделения понятия «дефект "Я"». Поскольку
взрослые (и старшие дети) имеют способности к адаптации, испытанию реальностью и защите, которых
у детей младшего возраста нет, можно допустить их возникновение на промежуточной стадии. То, что
развивается с трудом или путем, отклоняющимся от нормы, неудачи развития в сфере адаптивных
способностей могут рассматриваться как «дефект "Я"», например аффективная вспышка, неспособность к
отдалению импульсов и контролю над ними, неудачи в достижении постоянства. Такие дефекты
связаны с конфликтом; конфликт может влиять негативно, и они в любом случае будут включены в
фантазии индивида и его опыт и, следовательно, станут элементами конфликта, выполняя
многочисленные функции (Waelder R., 1930), но при этом они могут быть с успехом (с рабочей,
клинической точки зрения) приняты во внимание как дефекты — неспособность к адаптации.
Эти концепции, сгруппированные под общим названием Эго-психологии, оказали огромное
влияние на направление развития теории и практики психоанализа. В последние годы они подверглись
нападкам как слишком биологические и механистические, недостаточно уделяющие внимания
смысловой стороне и внутреннему опыту. Кроме того, акцент на психической энергии и ее сложной
изменчивости, по мнению многих психоаналитиков, слишком отдаляет Эго-психологию от клинических
феноменов. В настоящее время наблюдается тенденция скорректировать этот акцент за счет
контракцента на субъективном опыте, смысле и эмпатической интеракции. Вклад Эго-психологии в
психоанализ был очень важным, так как она дала много полезных концепций, например таких, как
первичная и вторичная автономность «Я», изменение функции, обоснование теорий объектных
отношений и адаптации, врожденные социальные способности и взаимосвязь индивидуального
развития с окружением (Curtis H. С.,1991).
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. Термин, навеянный известной античной драмой, впервые появляется у
Фрейда (Freud S.) в 1910 г. Означает сочетание любви и враждебности, испытываемое ребенком по
отношению к его родителям. Впервые описан в «простой», или «позитивной», форме в соответствии с
сюжетом драмы. Позитивный Э. к. понимается как желание смерти соперника — родителя того же пола
— и сексуальное побуждение к родителю противоположного пола. Позднее Фрейд обнаружил более
сложный характер Э.к. и описал так называемый «негативный» его вариант, проявляющийся в любви к
родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Эти тенденции могут быть
Hosted by uCoz