Navigation bar
  Print document Start Previous page
 764 of 825 
Next page End  

представлены одновременно в причудливых диалектических сочетаниях, так что на практике Э. к.
проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом. В
период Э. к. отношение мальчика к отцу не является простым соперничеством за обладание матерью, а
представляет собой сложное взаимодействие гетеро- и гомосексуальных тенденций.
Первоначально Фрейд не определял точного времени возникновения Э. к., допуская, что выбор
сексуального объекта окончательно формируется лишь в пубертатном периоде. Выделение генитального
или фаллического периода развития (т. е. когда направление аффективных побуждений начинает
детерминироваться не достигшей еще полного развития генитальной сферой) и исследования
инфантильной сексуальности, обнаружившие активацию Э. к. в этот период, привели к признанию того,
что феномен Э. к. наблюдается в наиболее интенсивных проявлениях в возрасте 3-5 лет, т. е. во время
фаллической стадии развития, теряет свою актуальность в последующей латентной фазе и вновь
реактивируется в пубертатном периоде вплоть до завершения полового созревания. Эдиповому периоду
предшествует так называемый преэдиповый период развития, в течение которого у детей обоих полов
доминируют прегенитальные, т.е. асексуальные отношения с матерью, тогда как отец играет гораздо
меньшую роль в семейной динамике. В школе Кляйн (Klein M.) принято считать, что проявления Э. к.
прослеживаются и в период, предшествующий генитальной фазе, начиная от момента распознавания
ребенком лиц ближайшего окружения в качестве отдельных объектов.
В самых ранних версиях теория Э. к. была предложена на модели чувств, испытываемых
маленьким мальчиком. Фрейд долгое время полагал, что она справедлива и для девочек, с
соответствующей поправкой на пол родителей. Позднее были обнаружены существенные полоролевые
различия в психодинамике Э. к. в связи с разным протеканием фаллического периода у обоих полов и
характерным для девочек перемещением направления любовных побуждений от материнского объекта в
преэдиповом к отцовскому в эдиповом периоде развития.
С точки зрения Фрейда, феномен Э. к. является универсальным, проявляясь в любых культурах, в
том числе и там, где супружеская семья как элемент социальной организации общества не является
доминирующей. Он играет фундаментальную роль в структурировании личности и ориентации
инстинктивных побуждений. Определяется это тремя основными причинами: 1) Формирование
полоролевой ориентации в пубертатном периоде универсально включает в себя проблему
нормативного выбора пола объекта, с которым в дальнейшей жизни будут связаны сексуальные
побуждения и идентификация с объектами своего пола. Родители при этом неизбежно являются
первыми доступными ребенку полоролевыми моделями, на которых он приобретает индивидуальный
опыт различения полов и осознания своей половой идентичности. Этот сложный процесс всегда
включает формирование социокультурно фундированного психологического запрета на кровосмешение.
2) Половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных
морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией
соответствующих психологических структур. 3) Половое созревание имеет решающее значение в
формировании таких личностных структур, непосредственно не связанных с половым поведением, как
Сверх-Я и Идеал-Я.
Разрешение Э. к. в норме не должно представлять собой лишь подавление или вытеснение в
сферу бессознательного социально неприемлемых сексуальных побуждений, так как в этом случае
непреодоленный Э. к. сохраняет свою активность в бессознательной жизни индивидуума, создавая
предпосылки для возникновения неврозов. Идеалом является завершение этого процесса, при котором
отсутствуют конфликтные напряжения между такими структурными элементами личности, как «Я»,
Сверх-Я, Идеал-Я. Механизм разрешения Э. к. сложен и далеко не во всем определяется реальными
отношениями внутри треугольника мать — отец — ребенок. Значительной здесь является роль
архетипического запрета на кровосмешение, являющегося, с точки зрения так называемых
«культуралистов» (Леви-Стросс (Levi-Strauss С.)), универсальным общечеловеческим законом и
минимальным условием дифференциации «культуры» от «природы». Велика роль и типичных детских
фантазий того периода — фантазия возможной кастрации как мести отца за кровосмесительные
помыслы у мальчиков и фантазия родить отцу их общего ребенка, который компенсировал бы
невозможность принадлежать отцу вместо матери, у девочек. На взаимодействие семейной группы в
этот период могут оказывать влияние и бессознательные кровосмесительные фантазии родителей при
Hosted by uCoz