Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 825 
Next page End  

внутриутробное состояние — в большей степени объясняет возникновение неврозов, чем сексуальные
конфликты (эдипов комплекс и др.). Большее значение придавалось отношению ребенка к матери, чем к
отцу. Эти положения вызвали негативную реакцию Фрейда и особенно его окружения. Идеологические
расхождения привели к изгнанию Ранка из венского кружка и постепенному противопоставлению его
подхода психоанализу.
Последующие годы Ранк преподавал и вел клиническую работу в Париже и Нью-Йорке. Своей
задачей, после того как он покинул Вену, он считал создание психоаналитического подхода к решению
человеческих проблем без той «философии отчаяния», которая, как он чувствовал, была свойственна
фрейдовскому анализу. В понимании Ранка, психотерапия — это аналитический метод, который
наибольшее значение придает сознательной воле и творческому импульсу как средствам, способным
вернуть пациенту активность и уверенность в себе, разбудить творческие силы для решения
поставленных в процессе психотерапии задач. Свою оригинальную версию психоанализа автор назвал
психоанализом структуры «Я». Его взгляды изложены в труде «Волевая терапия и истина и реальность»
(1926-1931). Помимо специальных работ, посвященных психотерапевтической технике и личностной
теории, Ранк издает труды на более широкие философско-психологические темы: «Искусство и
художник», «Миф о рождении героя», опубликованная посмертно книга «За пределами психологии». В
них в свете его теории рассматриваются история человечества, разнообразные проблемы современной
жизни, источники творческого потенциала как художника, так и обыкновенного человека. В период
зрелого творчества Ранк отказался от механистического объяснения человеческого поведения или опыта
в рамках причинно-следственной парадигмы цели, которую разделял Фрейд и большинство
академических психологов. Автор стремился выработать альтернативный научный подход, в центре
которого стояла личность в качестве самостоятельного интерпретатора смысла и инициатора действий.
Например, его начальная концепция травмы рождения как источника тревоги сменилась концепцией
представлений об утробе и рождении как символах, используемых человеком для выражения
противоречащих друг другу идей о выборе новых, связанных с риском возможностей, или пребывании в
рамках привычной рутины, которые метафорически, а иногда и буквально, выражаются как страх жизни
в противоположность страху смерти. Ранк, таким образом, предвосхитил тенденции, которые только
спустя много лет стали заметны в ортодоксальном психоанализе и академической психологии и
составили основу таких крупных направлений, как гуманистическая психология.
_Г_
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ. Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом
Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в
частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического
материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость
осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания.
Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного
поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному —
традиционному — подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин
расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в
сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение
потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование
мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в
равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться
«мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим
собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности — это путь
гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической
психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных
потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на
Hosted by uCoz