Navigation bar
  Print document Start Previous page
 781 of 825 
Next page End  

бандиты... Вот где люди должны были испытывать настоящий стресс. Между тем никому из них не
приходило в голову квалифицировать свое нервно-психическое состояние как резкое отклонение от
нормы. При обследовании их был бы выявлен огромный разрыв между установленными отклонениями
и той оценкой своего состояния, которую строители дали бы себе сами. Когда мы говорим о нервно-
психическом напряжении и об осознании его человеком, то должны учитывать, что эта оценка
невозможна без привлечения нравственных, морально-этических критериев. Правильно ли поступает
человек, если, встречаясь с трудностями, каждый раз стремится решать их с кем-то, обращаться к кому-то
за помощью? Эта тенденция не является оптимальной. У нас нет своеобразного алфавита внутренних
состояний, который позволил бы вести отсчет и найти тот порог, после которого становится
адекватным обращение к психотерапевту. Определить этот порог нам помогают в большей степени, чем
изучение функциональных сдвигов в организме пациента, нравственные критерии. Мы стремимся
лучше понять личность нашего пациента, его отношение к себе и окружающим, мотивы поступков. А.
Сент-Экзюпери принадлежат такие слова: «Человек измеряет свои препятствия сам; если препятствий
нет, человек не знает, чего он стоит, не может понять, на что способен». Это следует учитывать для
избежания гипердиагностики в быстро развивающейся области пограничных состояний.
См. также Альтернативная психотерапия, Зависимость от психотерапевта, Негативные
эффекты психотерапии, Телевизионная психотерапия.
ЭТНОТЕРАПИЯ ГАУСНЕРА И КОЧОВОЙ. Метод психо- и социотерапии,
созданный
известным чешским психотерапевтом Гауснером (Hausner M.) по инициативе чешской актрисы и
писательницы Кочовой (Kocova Z.). Разрабатывался метод в психиатрическом отделении Садска,
известном в 1960-1970-х гг. как одно из первых психотерапевтических сообществ в системе лечения
психически больных (Kocova Z., Hausner M., 1979, 1982). Первоначально Э. Г. и К. рассматривалась как
важный компонент реабилитации психически больных. В дальнейшем возник новый метод групповой
терапии, который авторы назвали этнотерапией. Они исходили из того, что этнология может обогатить
не только биологическую терапию (этнофармакология), но также и психосоциотерапию (этнотерапия).
Сущность метода состоит в том, что с помощью различных приемов, указанных ниже, пациенты
погружаются, возвращаются в свое индивидуальное и коллективное детство, в древние культурные
шаблоны и архетипы. Это способствует самораскрытию, самоутверждению пациентов, поиску своего
места в жизни через ощущение в себе прежде всего природного, древнетрудового, язычески-
праздничного (издревле человек прославлял природу и свою работу).
Э. Г. и К. использует не только традиционные элементы психотерапии, такие как групповая
психотерапия,
индивидуалльные беседы, социотерапия, терапевтическое сообщество, формирующая
терапия, психодрама, психогимнастика,
терапия овладения объектами и символами, трудовая терапия
или изготовление небольших предметов искусства и т. д., но и новые элементы, такие как этнология,
народные традиции, обычаи, привычки, ритуалы, наивное искусство, танец, пантомима,
терапевтическая регрессия в индивидуальное и коллективное детство.
Формирующая терапия нацелена на самоанализ, самопознание, самовыражение, самореализацию
и коммуникацию. Она раскрывает пред- и неосознанные личностные свойства и поведенческие
шаблоны. Ее ключевые механизмы — это проекция и освобожденная коммуникация. Э. Г. и К.
использует эти переменные формирующей терапии и ресоциализирует пациентов на фоне древних
культурных шаблонов и архетипов. Процесс самоосознания и поисков своего места в обществе при этом
углубляется.
Э. Г. и К. выполняется в 3 этапа: открытие и поиск материалов, большей частью в природе
(натуре, характере); их обработка и преобразование; центрирование деятельности отдельных лиц на
других пациентов и ближайшем окружении. Человеческая жизнь тесно связана с природой, дающей
большие возможности для гармонизации личности. Человек обладает силой и способностями, чтобы
использовать позитивные последствия цивилизации и противостоять негативным. Он почитал природу
как источник пропитания, а труд — как средство формирования ее. Его жизнь протекала в соответствии
с временами года природного цикла. С древних времен человек прославлял природу и свой труд,
соотнесенный с древним разделением времен (периодов) природного цикла и направленный на
удовлетворение потребностей. Это видно из истории различных культур и наций. По этой природной и
культурной традиции трудовой год делился на 5 этапов.
Hosted by uCoz