Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 825 
Next page End  

вербализаций и интерпретаций,
одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно
осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать
малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и
наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом
себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые
пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной
конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность
экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты
«примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и
переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов —
достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.
Эмоциональное осознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человек
говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на
свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов
эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как
каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать
уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация
личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами
личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть
диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или
органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры
такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на
который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая
диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику
с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или
выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее
завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей
есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это
невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать
свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику
психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-
психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — чувство обиды.
Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту
характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть
проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я
испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому
из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает
себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер
защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и
противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он
демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль
агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более
полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам
группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее
популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться,
Hosted by uCoz