Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 825 
Next page End  

мистические. Логика организации (архитектоники) психического предполагает слоеное содержание
бессознательных областей, разделенных сенсорными барьерами, затрудняющими доступ в более
глубокие области. Активизация сенсорных каналов объясняется тем, что методы, открывающие доступ к
бессознательному, в первую очередь усиливают деятельность чувственных органов. В результате и
бессознательное также активизирует чувственные органы. Сенсорный барьер проявляется в
неспецифических чувственных переживаниях, например человек видит основные цвета и
геометрические узоры, слышит различные звенящие звуки, у него возникают тактильные ощущения в
различных частях тела, он чувствует запах и вкус. Все эти переживания абстрактны, не обладают
символическим смыслом и малозначимы. Сенсорные барьеры отделяют обычное сознание от
биографического уровня бессознательного и разделяют между собой перинатальную область и более
глубокую и труднодоступную трансперсональную сферу бессознательного. Перинатальная область
бессознательного располагается за областью индивидуального бессознательного. В индивидуальном
бессознательном конденсируются индивидуальные психологические травмы, незавершенные
гештальты, здесь располагается биография человека. Характер процессов, протекающих на этом
сравнительно неглубоком уровне бессознательной сферы, схож с теми явлениями, которые описывает
Фрейд (Freud S.) и другие его последователи, однако в результате практической работы выявлены
отличия. В частности, биографический материал может быть не только воспроизведен в памяти и
реконструирован, но и пережит заново. При этом идет речь и об эмоциональных переживаниях, и о
телесных ощущениях, восприятии. Отличием является и то, что релевантные воспоминания и другие
элементы биографии проявляются не по отдельности, а в целом и образуют динамические констелляции
— так называемые «системы конденсированного опыта», сокращенно СКО. Причем СКО включают в
себя взаимосвязанно различные этапы личной биографии и не ограничиваются элементами
индивидуального бессознательного. Большинство СКО динамически связаны с процессом рождения, а
значит, продуцируются в более глубокой сфере — в перинатальной области бессознательного. Во время
сеансов Г. т., при перемещении в перинатальную область бессознательного, интенсивность
переживаний усиливается настолько, что участниками сеансов это воспринимается как процесс
умирания. Боль может быть нестерпимой настолько, что человек ощущает себя как будто перешедшим
границы индивидуального страдания и переживающим боль целой группы, всего человечества и даже
всего живого. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими
проявлениями, такими как удушье, учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета
кожных покровов, колебания температуры тела, спонтанное появление синяков, дрожь и судороги и пр.
Это состояние рассматривается как столкновение со смертью. Подчеркивается, что при обычной
аналитической работе в области биографического уровня бессознательного такие переживания
возможны только в тех случаях, если человек когда-либо находился на грани жизни и смерти (состояния
клинической смерти, серьезные операции, ситуации смертельной опасности). Для всех прочих опыт
столкновения со смертью возможен только в условиях Г. т. В дальнейшем происходит изменение
состояния, и переживания уже характеризуют процесс рождения. Этот этап перинатальных
переживаний определяется как процесс борьбы со смертью и возрождение. Он является очень важным,
поскольку родовая травма даже в большей степени, чем события в биографии, ответственна за
формирование проблем, и ее проработка в контексте Г. т. создает предпосылки для более полноценного
излечения, чем аналитическая проработка постнатальных конфликтов. Ведь именно в перинатальной
области формируются СКО, которые конденсируют на себе соответствующий биографический
материал. Переживания смерти и возрождения весьма сложны и разнообразны. Проявляется такой опыт
в четырех типичных паттернах, или констелляциях, переживаний (Гроф, 1985), соответствующих
стадиям биологического рождения. Теория и практика глубинной эмпирической терапии (обобщенное
название терапевтических подходов, направленных на достижение измененных состояний сознания с
целью проработки глубинных слоев бессознательного) постулируют существование гипотетических
динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню
бессознательного. Они названы базовыми перинатальными матрицами (БПМ), и им отводится
значительная роль. Помимо того, что матрицы имеют свое собственное эмоциональное и
психосоматическое содержание, они выступают еще и как принципы организации на других уровнях
бессознательного. В частности, элементы важных СКО биографического уровня, касающихся
Hosted by uCoz