Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 825 
Next page End  

такие биографические события, как счастливое избегание опасности, преодоление сложных
препятствий и пр. Эрогенная активность характеризуется комплексом ощущений, свойственных
состоянию после оргазма, после мочеиспускания и дефекации, после активной физической нагрузки.
Родственные психопатологические синдромы: мессианский бред, идентификация с Христом,
маниакальная симптоматика, женский гомосексуализм и эксгибиционизм.
В более поздних публикациях Грофа (1988) уже говорится о наличии пяти основных
перинатальных паттернов. К описанным выше четырем вариантам БПМ добавлен этап «переживания
безысходности и ада», который соответствует полностью развернутой первой клинической стадии
родов и располагается между БПМ-2 и БПМ-3.
В строении психики выделяется еще один уровень — трансперсональная сфера, или
трансбиографическая область. Она размещается глубже перинатальной и является частью психики, в
которой проявляются эффекты коллективного бессознательного. Чаще всего трансперсональный опыт
предваряется встречей с рождением и смертью (т. е. перинатальной областью), однако возможны
случаи, когда трансперсональные элементы и сюжеты становятся доступными непосредственно. Общим
знаменателем этой группы многообразных и разветвленных переживаний является ощущение выхода
сознания за привычные границы Эго, времени и пространства; все переживания подразделяются на три
большие категории. К первой относятся элементы, которые связаны с выходом за пределы линейного
времени и интерпретируются участниками сеансов как историческая регрессия и разведка
(исследование) биологического, культурного и духовного прошлого или же как историческая прогрессия,
заглядывание в будущее. Ко второй категории относятся переживания, которые прежде всего
характеризуются выходом за обычные пределы пространства. Элементы третьей категории
характеризуются опытом, «касающимся таких областей, которые в западной культуре не считаются
объективной реальностью».
В некоторых случаях люди, находящиеся в необычных состояниях сознания, переживают вполне
конкретные и реалистичные ситуации, определяющиеся как утробные эмбриональные воспоминания.
Примером таких ощущений может служить идентификация себя со спермой и яйцеклеткой в момент
оплодотворения. Возможна более глубокая историческая регрессия, когда человек с определенной
достоверностью переживает (вспоминает) события из жизни предков, людей других рас. Встречаются
сообщения о перерождениях, в результате которых люди идентифицируют себя с животными,
растениями и даже явлениями неживой природы. К этой категории относятся случаи видения
абстрактных архетипических паттернов, интуитивное понимание универсальных символов (таких, как
крест, анкх, инь—ян, свастика, пентограмма, шестиконечная звезда). Иногда оказывается возможной
пространственная идентификация с любым объектом универсума, включая весь космос, слияние с
любым человеком и принятие образа другой личности, идентификация с сознанием специфической
группы людей вплоть до объединения всего человечества в себе.
К другой группе трансперсональных явлений относятся переживания, которые, по мнению
автора, можно не только валидизировать, но и изучать экспериментально. Имеются в виду такие
явления, как телепатия, психодиагностика, ясновидение, яснослышание, опыты внетелесных состояний
и другие формы экстрасенсорного восприятия. Приводятся случаи, когда в измененном состоянии
сознания человек переживал подобные явления, которые затем практически подтверждались.
Трансперсональным переживаниям отводится значительное место в картографии психики.
Перинатальный уровень является промежуточным между персональным и трансперсональным
уровнями.
В работах Грофа содержится новое осмысление архитектуры психопатологических расстройств
на основании приведенной картографии психики. Подчеркивается, что все существующие теории
психопатологии не в состоянии объяснить должным образом строение и динамику психопатологии,
поскольку не учитывают глубинных процессов, обусловливающих ее формирование. С точки зрения
Грофа, лишь немногие эмоциональные и психосоматические синдромы могут быть объяснены исходя из
индивидуального динамического бессознательного, большинство же причин психопатологических
проявлений располагается на перинатальном уровне бессознательного. Содержательно они связаны с
травмой рождения и страхом смерти, и их разрешение требует конфронтации с процессом смерти—
возрождения.
Hosted by uCoz