Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 825 
Next page End  

Помимо исследований в сфере психологии и психотерапии А. занимался педагогикой, обучением
учителей, организацией консультативных центров в школах, где родители могли получить совет по
вопросам воспитания, взаимоотношений в семье.
А. совершал лекционные поездки по странам Европы и Нового Света и пользовался репутацией
незаурядного оратора. После прихода к власти в Германии нацистов покинул Европу и переехал в США,
где с 1932 г. преподавал медицинскую психологию в Лонг-Айлендском колледже.
А. разработал холистическую систему индивидуальной психологии, подчеркивающую подход к
пониманию каждого человека как интегрированной целостности в социальном контексте.
Основные принципы учения А., вошедшие в концепцию индивидуальной психологии, — холизм
(целостность), единство индивидуального стиля жизни, потребность в кооперации, или общественное
чувство (социальный интерес), и направленность поведения к цели.
А. утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а
основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и
адаптации к среде. Он подчеркивал детерминирующее влияние социума на каждого человека и
важность социальных интересов — чувства общности, кооперации и альтруизма. А. отвергал
антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к
роли неправильного семейного воспитания — эмоционального отвержения и попустительства — в
возникновении неврозов.
АЙЗЕНК Ганс (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и
получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции
гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на
факультет психологии Лондонского университета. В только что сформированном институте он
организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских
госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической
психологии в самостоятельную дисциплину. Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение
медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой
психотерапии.
Основные исследования А. лежат в области теории личности, исследования интеллекта,
социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он рассматривал
психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому,
психодинамическому и другим субъективным подходам. А. опубликовал около 600 статей в
психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его
автобиография издана отдельной книгой.
Взгляд А. на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал
человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как
биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными
(историческими, экономическими, общественными) факторами. Он считал, что односторонний подход с
акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. А. настаивал на
том, что человек — продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних
форм жизни миллионы лет назад. Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих
общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но А. считал ее единственно
верной для правильного понимания человека.
Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались А. как результат
взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних
воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при
неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм. Широко известен
тест-опросник А. для исследования личностных свойств. А. предлагал в качестве базисных два
параметра индивидуальности: «экстраверсию—интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную
стабильность». Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз,
который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз
навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты
проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные.
Hosted by uCoz