Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 825 
Next page End  

интеграции переживаний. Сеансы Г. т. проводятся в виде курса. Количество сеансов и их частота
определяются самим пациентом. Участие в сеансах Г. т. противопоказано сердечным больным,
беременным, пациентам в послеоперационный период с незажившими ранами, больным эпилепсией,
людям с органической патологией опорно-двигательного аппарата.
Теоретические и практические подходы Г. т. предлагают новую плоскость рассмотрения
психопатологии и терапии, обнаруживая связь с ортодоксальным психоанализом и другими
аналитическими концепциями, интегрируют в себе практику различных эзотерических учений, в том
числе биоэнергетику,
являются дальнейшей разработкой ЛСД-терапии. Ряд гипотез представляется
интересным, но, безусловно, требует дальнейшей клинической проверки, поскольку в имеющейся
литературе практически не говорится об эффективности Г. т. Теория и методика Г. т. обнаруживают
определенное сходство с ребефингом, но более разработаны и детализированы. Сомнения возникают
относительно возможностей переноса концепции Г. т. на объективные, существующие в
действительности закономерности функционирования человеческой личности.
ГРУППОВАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ФУЛКСА. Фулкс (Foulkes S. Н., 1898-
1976) изучал психиатрию в Гейдельберге, Франкфурте, Мюнхене и Берлине. Среди его педагогов были
Крепелин (Kraepelin E.), Бергманн (Bergmann G.), Клейст (Kleist K.) — ведущие ученые своего времени.
Получив медицинское образование, он провел два года в Неврологическом институте во Франкфурте,
которым руководил Гольдштейн (Goldstein K.), оказавший на Фулкса значительное влияние. Особенно
привлекали его идеи о целостной реакции организма на травму у пациентов с поражением мозга, а
также положения гештальт-психологии об отношениях фигуры и фона и изучения целостной ситуации, в
которой находится человек (в частности, ситуации эксперимента и присутствия наблюдателя).
Из Франкфурта Фулкс переехал в Вену для изучения психоанализа.
Его аналитиком была Дойч
(Deutsch H.). Он участвовал в семинаре, где встречались молодые психоаналитики и где особенным
влиянием пользовался Райх (Reich W.), развивавший свои идеи о технике анализа характера. Получив
квалификацию психоаналитика, Фулкс вернулся во Франкфурт, где стал директором клиники Института
психоанализа. Среди его сотрудников были Фромм (Fromm E.) и Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann F.).
Институт психоанализа помещался в одном здании с Институтом социологии, и психоаналитики
проводили совместные семинары с социологами. Фулкс считал, что эти контакты помогли ему осознать
равноценность биологических и социо-культурных факторов в человеческом сознании.
Во время Второй мировой войны Фулкс работал главным психиатром Британского военного
госпиталя. Впервые в истории современной психотерапии психодинамический подход был применен
для всего госпиталя. Свой опыт по внедрению принципов психотерапевтического сообщества в
госпитале с частичным самоуправлением, дискуссионными группами для персонала,
психотерапевтическими группами для пациентов, переложением ответственности за организацию
своего досуга на самих пациентов и т. д. Фулкс описал в своей первой книге — «Введение в групповую
аналитическую психотерапию». Основные выводы, к которым он пришел: 1) госпиталь должен
функционировать как терапевтическое сообщество, его организация и деятельность должны отвечать
основной задаче — восстановлению здоровья больных людей; 2) сам госпиталь как организация может
«заболеть», т. е. перестать выполнять свои задачи, и тогда он сам нуждается в лечении. В этой книге
автор сформулировал теоретические основы групповой аналитической психотерапии.
1. Суть человека социальна, а не индивидуальна. Каждый человек связан с миром, в котором он
живет, обществом, группой, частью которой он является. Нельзя противопоставлять внутреннее и
внешнее, человека и общество, тело и сознание, фантазию и реальность — такое разделение будет
искусственным. Человек является частью социальной системы, и рассматривать его изолированно от
других — все равно что вынуть рыбу из воды.
2. Невротическая позиция, по самой своей природе, глубоко индивидуалистична. Она, по сути,
стремится разрушить группу, поскольку является результатом несовместимости человека с его
первичной группой. В то же время она является фокусом деструктивных и агрессивных тенденций.
3. Невротический симптом — это искаженное выражение конфликтов пациента, которые
никогда не были четко сформулированы и поэтому недоступны памяти или вербальному выражению. С
помощью симптома человек сообщает о своих жизненно важных и бессознательных конфликтах.
Освобождения от симптомов не наступит, пока пациент не научится выражать их в более доступной
Hosted by uCoz