Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 825 
Next page End  

индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и
эффективности групповой психотерапии. Она рассматривается также как аналог психотерапевтических
отношений между пациентом и психотерапевтом в процессе индивидуальной психотерапии. Кратохвил
указывает, что групповой сплоченности содействуют: удовлетворение личных потребностей членов
группы, как актуальных, так и потенциальных; цели всей группы, которые находятся в согласии с
индивидуальными потребностями; выгоды, которые из этого членства следуют; ожидание несомненной
пользы; разного рода симпатии между участниками группы, их взаимное тяготение; мотивированность
членов группы; дружеская, располагающая атмосфера; престиж группы; влияние групповой
деятельности, соперничество с другими группами. Формирование сплоченности группы имеет важное
значение для психотерапевтического процесса. Члены таких групп более восприимчивы, способны к
искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они
готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные
переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.
5. Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с
реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять
свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к
болезненным проблемам и переживаниям. Напряжение может выражаться в агрессивности, злости,
раздражении, неприятии, страхе, отчуждении. Однако напряжение в группе играет и позитивную роль
как фактор, побуждающий членов группы к активности, к изменениям.
6. Актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция). В процессе групповой
психотерапии у пациентов актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые стереотипы
межличностных отношений во взаимодействии с окружающими. Реакция каждого участника группы на
другого определяется не только влиянием конкретного человека или ситуации, но и переносом
собственного отношения к какому-либо человеку или ситуации в прошлом на актуальную групповую
ситуацию. Психотерапевтическая группа представляет собой модель той реальности, в которой
находится пациент в жизни. Здесь он проявляет те же чувства, отношения, установки, типичные для
него стереотипы поведения. Это предоставляет важнейший материал для психотерапевтической
работы, выделения, анализа и переработки неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов,
собственной невротической проблематики. Подбор состава психотерапевтической группы во многом
определяется именно необходимостью создания условий для проекции, актуализации прошлого
эмоционального опыта, которые предполагают как можно большую вариативность личностных
особенностей, эмоционального реагирования и поведения участников группы.
7. Формирование подгрупп и их влияние на функционирование группы. В группах довольно
часто наблюдается тенденция к образованию подгрупп. Подгруппы возникают согласно определенному
принципу (возрастному, половому, интеллектуальному и пр.), влияя на деятельность
психотерапевтической группы. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их
нежелание обсуждать со всеми частные проблемы. Образование подгрупп, их цели, нормы, роль в
групповом процессе может быть темой продуктивной групповой дискуссии.
8. Фазы развития психотерапевтической группы определяются прежде всего сменой
преобладающих типов взаимодействия и взаимоотношений между участниками группы, основным
типом групповых интеракций.
Все описанные выше процессы и элементы Г. д. являются важнейшими темами групповой
дискуссии, что позволяет выявить значимую проблематику пациента за счет анализа особенностей его
взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми и способствует осознанию индивидом своих
межличностных отношений.
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ. Метод групповой психотерапии.
Наряду с термином Г. д.
употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия» и др.
Г. д. рассматривается как основная, опорная форма групповой психотерапии, по отношению к
которой другие методы групповой психотерапии (психодрама, психогимнастика, проективный рисунок,
музыкотерапия)
выступают как вспомогательные. Разделение методов групповой психотерапии на
основные и вспомогательные связано с представлением об их различных функциях. Так, полагают, что
Г. д. в большей степени направлена на реализацию собственно психотерапевтической функции, в то
Hosted by uCoz