Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 825 
Next page End  

Безусловно, опора на анализ группового взаимодействия, обратная связь, содержащая информацию об
актуальном поведении пациента, являются основой Г. д. Однако содержание обратной связи становится
более достоверным и убедительным для пациента, если он имеет возможность соотнести эту
информацию с прошлым жизненным опытом. Процесс осознания облегчается, если непосредственное
эмоциональное переживание и новая информация могут быть дополнены анализом собственных
переживаний, собственного поведения, характерных отношении и установок, проявляющихся в
реальной жизни вне группы. При этом наиболее конструктивным представляется не изолированное
обсуждение биографии пациента (иногда в группе каждый участник по очереди, по кругу рассказывает о
себе), а спонтанное обращение к биографическому материалу на основании анализа группового
взаимодействия.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Психотерапевтический метод, специфика которого
заключается в целенаправленном использовании групповой динамики,
т. е. всей совокупности
взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового
психотерапевта, в лечебных целях.
Принципиально Г. п. не является самостоятельным направлением в психотерапии, а
представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом
психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной
психотерапии,
где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими
психотерапевтическими методами Г. п. (точно так же, как и индивидуальная форма) применяется в
рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику:
конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта,
психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во многом
объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в
психотерапевтической группе.
В качестве самостоятельного направления в психотерапии Г. п.
выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в
контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы
психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной
проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с
окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в
значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель
реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы
эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики
направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в
группе эффективной системы обратной связи,
позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять
самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и
поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в
атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Г. п. отличают от групповой терапии,
психотерапии в группе, коллективной психотерапии.
Последние предполагают по сути дела использование любого психотерапевтического метода в группе
пациентов (гипноз, аутогенная тренировка, убеждение,
переубеждение и пр.). В этом случае
психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов
одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и
взаимодействия, возникающие между пациентами. История развития Г. п. есть движение от групповой
терапии к Г. п., т. е. к пониманию и использованию в психотерапевтических целях групповых
эффектов. С начала существования медицины для оказания помощи больным целители применяли
методы психологического воздействия, широко пользуясь в этих целях группой. Проявляющиеся в
группах ожидания, ориентации, эмоции, чувства надежды, вера в компетентность целителя и
эффективность применяемых процедур увеличивали состояние аффективного напряжения,
возрастающего по мере «эмоционального заражения» участников, и способствовали податливости
пациентов к его воздействию и влиянию. Воздействие заключалось прежде всего во внушении, которое
обращено к эмоциональной сфере больного и, минуя его рациональное, критическое мышление,
оказывало полезное влияние на его самочувствие и психофизиологическое состояние и, как следствие,
Hosted by uCoz