Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 205 
Next page End  

хотворение Лермонтова "На смерть поэта". Отдельными изданием вышли "Ду-
мы" Рылеева, сборники "Русская потаенная литература XIX столетия", "Свобод-
ные русские песни", книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву",
произведения Огарева, Герцена ("Прерванные рассказы", "Тюрьма и ссылка",
"Письма из Франции и Италии", "С того берега", "Былое и думы").
Типография печатала много книг и материалов исторического характера. Среди
них "Исторические сборники" в двух книгах (1859, 1861), шесть сборников о
раскольниках и старообрядчестве, составленных В. Кельсиевым, "Записки Ека-
терины II", "Записки кн. Е. Дашковой", "Записки И.В. Лопухина", "О поврежде-
нии нравов в России" князя М.М. Щербатова. Широко публиковали материалы
о жизни и деятельности декабристов. Были изданы три выпуска "Записок декаб-
ристов", книга "14 декабря 1825 года и император Николай I".
Кроме того, издавали листовки, прокламации, воззвания (например, воззвания
народнической организации "Земля и воля" "Что нужно народу?" "Что надо де-
лать войску?", "Свобода"), брошюры для народа. Они были написаны понятным
для народа языком и затрагивали конкретные общественные, социальные, поли-
тические вопросы.
Выводы
Подводя итоги, можно сказать, что в 40-е, 50-е годы XIX века редакторское
дело активно развивается, причем отчетливо проявляются некоторые важней-
шие принципы редактирования. Во-первых,
редактор лучше знает читатель-
скую аудиторию, ориентируется всегда на определенного, хорошего ему из-
вестного читателя, отражает в своих изданиях его интересы и отвечает на его
потребности.
"Северная пчела" "Русский инвалид",
"Библиотека для чтения" знали своего
читателя и обращались именно к нему. Отсюда достаточно долгое их существо-
вание в книжном деле.
"Отечественные записки",
"Современник" в разные
периоды своего существования также ориентировались на определенные запро-
сы и интересы общества, влияли на своего читателя и отражали его интересы.
Во-вторых,
редактор объединяет вокруг себя литераторов - единомышленни-
ков и опирается на их знания в какой-то области науки, искусства, на их жиз-
ненный опыт в своей издательской деятельности. В процессе подготовки жур-
нала или другого издания происходит активный обмен информацией между ни-
ми, что и способствует выработке определенного направления издания.
В-третьих,
редактор постепенно вырабатывает те критерии оценки произведе-
ний литературы, которым отвечает все подготавливаемое им издание. Это и
обеспечивает изданию целостность и определяет его "лицо".
Hosted by uCoz