Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 205 
Next page End  

ниями необходимо овладевать постепенно, школьное обучение подготавливает
к самообразованию, которое прежде всего начинается с чтения общедоступных
сочинений, вызывающих интерес к предмету, с изучения популярных система-
тизированных курсов, после чего можно переходить к учебникам, монографиям
и исследованиям
.
В статье "Реалисты" он писал, что
популяризация должна "давать пищу и уму,
и чувствам, и воображению", автор должен "писать живо и весело", "неотразимо
увлекательным образом... Популяризатор должен быть художником слова..."
Приведем еще одну мысль
Писарева из той же статьи "Реалисты": "Всякая на-
учная истина ясна только тогда, когда она изложена ясно. Что ясно для ученого,
то может быть совершенно неясно для образованного человека в общепринятом
разговорном значении этого слова. И всякую научную истину можно изложить
так, что у вас от этой истины затрещит голова и потемнеет в глазах".
Как видим,
Писарев ставит вопрос о читательском адресе произведения и о
том, что его необходимо учитывать при подготовке издания.
Для теории редактирования эти подходы не утратили своего значения и сегодня:
конкретность и последовательность изложения научно-популярного произведе-
ния - важнейшие категории редакторской оценки научно-популярной литерату-
ры, учет специфики читательского адреса лежит в основе подготовки редакто-
ром издания.
Выводы
Таким образом, в 60-70-е годы XIX века окончательно выделяется профессия
редактора. Появляется понимание того, что именно редактор определяет качест-
во изданий. Как и в предыдущее десятилетие, редактор связывает отбор и оцен-
ку произведений для издания с идеологическими, мировоззренческими пози-
циями. Кроме того, в этот период определяющим направлением в книгоиздании
является просветительство, способствовавшее выработке критериев оценки на-
учно-популярной литературы.
Hosted by uCoz