Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 205 
Next page End  

гам Короленко следил за развитием творчества своих подопечных. Общее на-
правление работы Короленко можно охарактеризовать его же словами: "Задача,
которую вы мне задаете, - писал он
Л.А. Парийскому, - едва ли исполнима:
нельзя человеку указать, "что писать и как писать". Можно лишь указать ошиб-
ки и дать советы по поводу уже написанного"
.
Советы Короленко были всегда конкретны, ориентированы на то, чтобы автор
самостоятельно дорабатывал свое сочинение. Но в отдельных случаях Королен-
ко сам переделывал произведение. Тут речь идет уже не
редакторской правке,
а о помощи маститого писателя начинающему автору - вопрос, который выхо-
дит за рамки нашего предмета.
Что же касается собственно редактирования, то
Короленко склонялся к мне-
нию, что редактор может действовать самостоятельно только в тех случаях, ко-
гда дело касается "исправлений более или менее внешнего свойства"
. В целом
Короленко бережно относился к замыслу, особенностям построения произведе-
ния, индивидуальному стилю автора.
§3 Редакторский опыт А.П. Чехова
Важное значение для развития теории и практики редактирования имеет ли-
тературный опыт
А.П. Чехова.
Наследие Чехова не имеет отношения к профессиональной
редакционно-
издательской деятельности. Правда, в конце 80-х - начале 90-х годов Чехов ру-
ководил беллетристическим отделом
журнала "Русская мысль". Но специаль-
ных исследований этой работы Чехова нет. Известно только, что писатель пере-
делывал рассказы, которые присылали авторы, способствуя тем самым их пуб-
ликации.
Тем не менее, эпистолярное наследие Чехова имеет богатый материал, позво-
ляющий судить об основных требованиях писателя к произведениям литерату-
ры, о его отношении к труду редактора и к авторам.
Внимательно следил
А.П. Чехов за литературной деятельностью своего брата
Александра Павловича Чехова. В одном из писем А.П. Чехов пишет:"... Город
будущего выйдет художественным произведением только при следующих усло-
виях: 1) отсутствие придлинновенных словоизвержений политико-социально-
экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описа-
нии действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и ориги-
нальность; беги от шаблона; 6) сердечность"
.
По сути, перед нами те же подходы, которые
Чехов реализовывал в своих рас-
сказах. Однако он не ограничивается общим подходом, раскрывая и собствен-
ную лабораторию творчества: "... В описаниях природы надо хвататься за мел-
Hosted by uCoz